Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 573220-8 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В настоящий момент в Российской Федерации товар без маркировки считается контрафактным и подлежит уничтожению. Процедура изъятия товара с последующим его уничтожением связана с необходимостью прохождения нескольких этапов и может длиться до полутора лет в связи с необходимостью несения издержек по его экспертизе, хранению и получению судебного решения по его уничтожению. В случае обнаружения так называемой "санкционной" с/х продукции, такие издержки существенно меньше.
Законопроектом предлагается запретить уничтожать немаркированную продукцию и предоставить Правительству Российской Федерации полномочие в части утверждения порядка переработки и использования такой продукции для государственных и муниципальных нужд. Данная мера позволит смягчить последствия падения уровня доходов существенной части населения и сэкономить бюджетные средства.
В настоящий момент перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами обязательной маркировки определено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 792.
Согласно данным "Российской газеты", в 2021 году объем торговли контрафактной продукцией в Российской Федерации составил более 6 трлн. руб. из которых 60% непищевая продукции (детская одежда, текстиль, другие товары легкой промышленности). Представляется, что такой внушительный объем торговли контрафактом, обусловлен в первую очередь, низким уровнем доходов большей части населения, поскольку маркированные товары в цене существенно выше, что вынуждает граждан приобретать "альтернативные" товары. В 2021 году объем выявленной контрафактной продукции составил 7.2 млрд. рублей. При этом существенная часть являлась пригодной для использования по назначению. Возможность реализации таких товаров через онлайн площадки, сильно затрудняет поиск организаторов такой торговли, что делает недостижимыми цели административного и уголовного реагирования.
В условиях беспрецедентной санкционной агрессии в отношении России, ограничений цены на российскую нефть и нефтепродукты, сохраняется риск дальнейшего уменьшения поступлений в федеральный бюджет, падения доходов населения, роста цен на предметы первой необходимости, ослабления курса рубля. Данные обстоятельства усиливают давление на экстремально уязвимую социальную категорию населения - пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, малоимущих. В 2021 году число россиян, имеющих доходы ниже границы бедности, составило более 16 млн. человек. Многочисленные сообщения об уничтожении контрафактной продукции и связанных с этим издержках государства, вызывают серьезное недовольство со стороны населения с учетом того, что такие товары могли быть использованы вышеуказанной категорией населения. Представляется, что целесообразнее провести соответствующую экспертизу безопасности такой продукции с последующей ее передачей нуждающимся.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не повлечет расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.