Досье на проект федерального закона
В рамках исполнения протокольного поручения Совета Федерации N 671/100 от 05.07.2023 о проведении анализа реализации положений законодательства Российской Федерации в части запрета деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", а также средств связи, Комитетом Совета Федерации по экономической политике было проведено совещание с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, публично-правовой компании "Единый регулятор азартных игр" и общественных организаций, осуществляющих защиту прав и законных интересов организаторов и участников азартных игр.
По итогам данного совещания был обозначен ряд пробелов и проблем применения законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере, которые решаются в рамках представленного проекта федерального закона.
1. Установление запрета на заключение организаторами азартных игр пари с лицами, не достигшими 18 лет.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определено, что участником азартной игры может выступать только лицо, достигшее возраста 18 лет. Статьей 7 Федерального закона также установлен запрет на посещение такими лицами игорного заведения (их нахождение в игорном заведении влечет применение к организаторам азартных игр мер административной ответственности в соответствии со ст. 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях).
Вместе с тем законодательство Российской Федерации не устанавливает прямого запрета на заключение организаторами азартных игр пари с такими лицами и не предусматривает соответствующей ответственности для организаторов азартных игр.
В настоящее время такие пари могут заключаться как в случае посещения несовершеннолетними игорного заведения, так и наиболее распространенным в среде молодежи способом - дистанционно с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе в случае формального соблюдения требования об идентификации участника азартной игры.
Проектом федерального закона предлагаются изменения, устраняющие вышеуказанный пробел законодательства Российской Федерации.
2. Установление запрета на заключение организаторами азартных игр пари с лицами, ограниченными судом в дееспособности, а также с лицами, уклоняющимися от исполнения решений суда в рамках исполнительного производства, в том числе по уплате алиментов на несовершеннолетних детей.
Согласно ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, который вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности.
При этом действующее законодательство не предусматривает эффективных механизмов прекращения деструктивного поведения, страдающего тем или иным расстройством лица, ограниченного судом в дееспособности. Вместе с тем продолжение участия в азартных играх такого лица может приводить к негативным последствиям, как для самого гражданина, так и для членов его семьи.
Возможность участия в азартных играх лица, уклоняющегося от исполнения судебных решений в рамках исполнительного производства, затрудняет или делает невозможным исполнение своих обязательств в целях погашения имеющейся задолженности, что автоматически влечет последующее нарушение прав и законных интересов граждан, прежде всего несовершеннолетних детей, в пользу которых могут быть установлены алиментные обязательства.
Учитывая особый характер деятельности по организации и проведению азартных игр, которая в соответствии с Определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 01.04.2008 N 392-O-O и от 18.09.2014 N 2098-О "способна оказывать серьезное негативное влияние на сферу нравственности, права и законные интересы граждан, а в ряде случаев - наносить непоправимый вред жизни и здоровью, особенно детей" представляется целесообразным ограничить возможность участия в азартных играх вышеуказанных категорий граждан на время действия соответствующих запретов и ограничений. В целях реализации предусмотренных ограничений организаторы азартных игр используют сведения из общедоступного банка данных исполнительных производств и сведения, полученные в соответствии с частью 11 статьи 6.13 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
3. Совершенствование порядка защиты прав участников азартных игр - потребителей услуг организаторов азартных игр.
В 2014 году в Федеральный закон были внесены изменения, признающие деятельность по организации и проведению азартных игр деятельностью по оказанию услуг (Федеральный закон от 23.07.2013 N 198-ФЗ). Также аналогичные изменения были внесены в Налоговый кодекс Российской Федерации, вследствие чего на организаторов азартных игр были возложены функции налоговых агентов по доходам в виде выигрышей.
Несмотря на то, что в Законе Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" не содержится каких-либо исключений о распространении его действия на оказываемые организаторами азартных игр услуги, участники азартных игр продолжают сталкиваться с проблемами защиты своих прав. Территориальные подразделения Роспотребнадзора систематически занимают основанную на неверном толковании норм права позицию, согласно которой законодательство о защите прав потребителей не распространяется на оказываемые организаторами азартных игр услуги.
Кроме того, вышеуказанная позиция территориальных органов Роспотребнадзора часто учитывается при рассмотрении исков мировыми и районными судами несмотря на устоявшуюся практику Верховного Суда Российской Федерации об отнесении деятельности по организации и проведению азартных игр к услугам, потребители которых подлежат защите (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2016 N 305-АД16-13973 по делу N А40-44555/2016), что создает сложности для потребителей в возможности защиты своих прав и законных интересов.
В связи с этим в целях устранения проблем толкования права проектом федерального закона уточняется порядок защиты прав потребителей услуг организаторов азартных игр.
4. Уточнение требований к правилам посещения игорного заведения.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона организатор азартных игр вправе самостоятельно устанавливать правила посещения игорного заведения, не противоречащие Федеральному закону. При этом в игорном заведении наряду с деятельностью по организации и проведению азартных игр может осуществляться деятельность по предоставлению иных сопутствующих азартным играм услуг (услуги общественного питания, гостиничные услуги, по распространению лотерейных билетов, квитанций, приему лотерейных ставок и выплате выигрышей и др.).
В связи с этим правила посещения игорного заведения должны учитывать особенности оказания отдельных видов услуг и соответствовать не только Федеральному закону, но и иным требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе содержащимся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", правилах оказания соответствующих видов услуг и иных актах.
Кроме того, в целях обеспечения прав иных посетителей игорного заведения предлагается уточнить положение ст. 7 Федерального закона и наделить организатора азартных игр правом требовать от посетителя покинуть игорное заведение в случае нарушения как правил посещения игорного заведения, так и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребуется внесение изменений в следующие акты федерального законодательства:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1625 "О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.