Досье на проект федерального закона
В 2023 году внесены комплексные изменения в федеральное законодательство, направленные на внедрение в оборот цифрового рубля. В августе 2023 года Банком России в пилотном режиме запущена платформа цифрового рубля (далее - платформа).
Вместе с тем, сформированные ранее правовые основы функционирования платформы не предусматривают исполнение антиотмывочных требований при совершении операций с цифровыми рублями.
В этой связи законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) с целью распространения его требований на кредитные организации - участников платформы и оператора платформы (Банка России).
В частности, законопроектом предусматривается многоуровневая модель исполнения антиотмывочных требований, предусматривающая вовлечение как кредитных организаций - участников платформы, так и непосредственно оператора платформы (Банка России).
Основной "противолегализационный" функционал будет возложен на оператора платформы (Банк России), в рамках которого за ним закрепляются следующие основные обязанности:
- на постоянной основе реализовывать меры, предусмотренные политикой платформы цифрового рубля - специальным внутренним документом, регламентирующим "противолегализационную" политику на платформе;
- назначать должностное лицо, ответственное за реализацию политики платформы цифрового рубля;
- при приеме на обслуживание и обслуживании пользователей платформы оценивать степень (уровень) риска совершения ими подозрительных операций и относить каждого пользователя платформы (за исключением кредитных организаций) к одной из трех групп риска совершения подозрительных операций;
- применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств;
- проверять наличие среди пользователей платформы организаций и физических лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств;
- представлять в Росфинмониторинг сведения:
а) об операциях с цифровыми рублями, подлежащих обязательному контролю (перечень таких операций будет определяться соглашением между Банком России и Росфинмониторингом);
б) о подозрительных операциях (подозрительной деятельности);
в) об операциях, приостановленных в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ;
г) о случаях расторжения договора счета цифрового рубля с пользователем платформы, отнесенным оператором платформы к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, а также прав на отказ от заключения счета цифрового рубля, его расторжение по инициативе оператора платформы и в совершении операции с цифровыми рублями;
д) по запросу Росфинмониторинга;
- отказаться от заключения договора счета цифрового рубля с юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), который отнесен в Платформе "Знай своего клиента" к группе высокой степени (уровня) риска совершения им подозрительных операций, а также с лицами, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
- расторгнуть договор счета цифрового рубля с пользователем платформы в случаях:
а) отнесения оператором платформы пользователя к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций;
б) применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств;
- осуществлять информационное взаимодействие с участниками платформы и пользователями платформы в случае реализации оператором платформы отдельных своих прав и обязанностей;
- ежегодно представлять на рассмотрение Национального финансового совета отчет о деятельности оператора платформы по выполнению им на платформе функций в "противолегализационной" сфере.
Одновременно оператор платформы наделяется следующими основными правами:
- отказаться в определенных случаях от заключения договора счета цифрового рубля с пользователем платформы;
- отказать в совершении операции с цифровыми рублями в случае, если у работников оператора платформы возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
- расторгнуть договор счета цифрового рубля с пользователем платформы цифрового рубля в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в совершении операций с цифровыми рублями.
Законопроект также предусматривает иные права и обязанности оператора платформы.
В целях защиты законных прав и интересов пользователей платформы в случаях реализации оператором платформы в их отношении полномочий по отказу от заключения счета цифрового рубля и совершению операций с цифровыми рублями законопроектом устанавливается механизм обжалования принятых оператором платформы решений, аналогичный тому механизму, который действует в настоящее время в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций. Такой механизм предусматривает поэтапное обжалование принятого решения сначала на уровне оператора платформы, а затем при необходимости на уровне межведомственной комиссии, созданной при Банке России в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ, с участием ФТС России, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также присоединившихся к участию в рассмотрении таких вопросов общероссийских общественных организаций, союзов и ассоциаций кредитных организаций.
За участниками платформы (кредитными организациями) сохраняется требование о проведении идентификации клиентов - пользователей платформы, а также закрепляется обязанность передавать их идентификационные данные оператору платформы.
Также законопроектом предусматривается новый вид обязательного контроля для кредитных организаций - участников платформы цифрового рубля, обусловленный совершением операций по зачислению и списанию денежных средств на счет (со счета) цифрового рубля и соответственно списанием и зачислением указанных средств с банковского счета или электронного кошелька (на банковский счет или электронный кошелек) клиента.
Помимо этого, законопроектом вносится корреспондирующее изменение в статью 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", допускающее отзыв Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций в связи с неоднократным в течение года нарушением участником платформы антиотмывочных требований.
Проектом федерального закона предусматривается отложенный срок его вступления в силу - с 1 января 2025 года, в связи с завершением установленного пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2023 N 340-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" периода ограниченного функционирования платформы.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие предлагаемых изменений не потребует дополнительных расходов федерального бюджета для их реализации и не повлечет за собой негативных социально экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в связи с внедрением цифрового рубля"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в связи с внедрением цифрового рубля" его реализация не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в связи с внедрением цифрового рубля"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в связи с внедрением цифрового рубля" не потребуется принятия, внесения изменений, приостановления действия или признания утратившими силу других законодательных актов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в связи с внедрением цифрового рубля"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" в связи с внедрением цифрового рубля" потребуется:
1. Внесение изменений в приказ Росфинмониторинга от 20.07.2020 N 175 "Об утверждении Порядка ведения личного кабинета, а также Порядка доступа к личному кабинету и его использования".
Срок разработки приказа Росфинмониторинга - в течение 4 месяцев со дня принятия федерального закона.
2. Внесение изменений в приказ Росфинмониторинга от 02.11.2016 N 361 "Об утверждении Положения о порядке направления Федеральной службой по финансовому мониторингу в Центральный банк Российской Федерации информации, представленной организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии с пунктами 13 и 13.1 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", сроках и объеме направления такой информации".
Срок разработки приказа Росфинмониторинга - в течение 5 месяцев со дня принятия федерального закона.
3. Внесение изменений в приказ Росфинмониторинга от 28.12.2022 N 353 "Об утверждении Порядка издания Федеральной службой по финансовому мониторингу постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, включая его образец, и доведения указанного постановления до организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".
Срок разработки приказа Росфинмониторинга - в течение 4 месяцев со дня принятия федерального закона.
4. Внесение изменений в приказ Росфинмониторинга от 25.07.2016 N 232 "О размещении на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма".
Срок разработки приказа Росфинмониторинга - в течение 4 месяцев со дня принятия федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.