Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - законопроект) подготовлен в связи со следующими обстоятельствами.
Объектом обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности либо смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Страховым случаем признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.
Так как застрахованным лицам причинен вред здоровью, им устанавливаются профессиональные заболевания, процент утраты профессиональной трудоспособности и назначаются единовременная и ежемесячные страховые выплаты. Статья 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает расчет размера ежемесячной страховой выплаты как доли среднего месячного заработка застрахованного, исчисленной в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоящих на его иждивении, но не имеющих прав на получение страховых выплат.
Следует отметить, что данная формулировка в действующей редакции создает предпосылки для нарушения прав граждан, поскольку не описывает случай, когда смерть застрахованного наступила после назначения ему страховой выплаты, а застрахованный перед смертью гражданин заработка не имел (по причине утраты трудоспособности, возникшей в результате профессионального заболевания).
Так, в 2006 году ряду граждан пришлось отстаивать свои интересы в Конституционном Суде Российской Федерации, который в своем определении от 3 октября 2006 года N 407-О разъяснил, что положение пункта 8 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не может рассматриваться как препятствующее признанию права на получение ежемесячной страховой выплаты в случае смерти застрахованного лица, не состоявшего к моменту смерти в трудовых отношениях, нетрудоспособными лицами, находившимися на его иждивении или получавшими от него такую помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Вместе с тем практика судов свидетельствует, что и в последствии имелись случаи, когда гражданам отказывали в назначении страховых выплат после смерти застрахованного, которому такие выплаты были назначены, ссылаясь на то, что повторно, в связи со смертью получателя страхового обеспечения, страховой случай наступить не может, поскольку право на получение страховых выплат уже было реализовано застрахованным лицом, к наследникам или иждивенцам кормильца право на получение указанных сумм перейти не может, и им приходилось отстаивать свои интересы в суде (например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 8 июля 2011 года N 41-В11-16).
В связи с этим Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 10 марта 2011 года N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" разъяснил, что смерть застрахованного, наступившая как в результате несчастного случая на производстве, так и вследствие профессионального заболевания, служит основанием для возникновения у таких лиц права на получение страховых выплат и в том случае, когда обеспечение предоставлялось при жизни самому застрахованному.
Помимо этого, следует отметить, что действующая редакция пункта 8 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" также не содержит механизма расчета размера страховой выплаты в случае смерти застрахованного, которому была назначена ежемесячная страховая выплата, если у застрахованного на момент смерти имелся иной заработок. Такой случай рассматривался, например, в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 декабря 2016 года N 41-КГ16-32.
Таким образом, недостаточная формальная определенность положений пункта 8 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" приводит к необходимости обращения граждан в судебные органы, которые удовлетворяют иски, признавая право иждивенцев умерших застрахованных лиц на получение страхового обеспечения.
Поскольку обращение в суд для отстаивания перед государством своих социальных прав неизбежно влечет для граждан соответствующие моральные и материальные издержки, исходя из определенных законодательством задач обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предлагается в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" внести изменения, направленные на устранение правовой неопределенности в вопросе о размере полагающихся выплат в случае смерти застрахованного, которому была назначена ежемесячная страховая выплата.
Предлагается уточнить, что если смерть застрахованного наступила после назначения ему ежемесячной страховой выплаты, для определения размера ежемесячной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае его смерти, используется размер среднего месячного заработка, из которого застрахованному ранее был исчислен размер ежемесячной страховой выплаты.
При этом, учитывая, что размер ежемесячной страховой выплаты подлежит ежегодной индексации, предлагается установить, что размер среднего месячного заработка застрахованного в данном случает также должен быть увеличен с учетом соответствующих коэффициентов, установленных для индексации размера ежемесячной страховой выплаты, за период до дня назначения ежемесячной страховой выплаты лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного.
Кроме того, исходя из определенных законом задач обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предлагается уточнить, что для возникновения права на ежемесячную страховую выплату в рассматриваемом случае должна быть установлена причинно-следственная связь между смертью застрахованного и полученным им профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением застрахованным трудовых обязанностей.
Принятие законопроекта направлено на установление единых подходов к определению размера ежемесячной страховой выплаты в случае смерти застрахованного, которому была назначена ежемесячная страховая выплата, исключение необоснованных судебных издержек и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" не потребуют расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо актов федерального законодательства не потребуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.