Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2006 г. N 407-О "По жалобам граждан Вандарьевой Марии Карповны, Журбы Нины Александровны, Кондрашовой Валентины Александровны и Марченко Зои Ивановны на нарушение их конституционных прав пунктом 8 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Конституционный Суд РФ признал, что положение п. 8 ст. 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в ред. Федерального закона от 7 июля 2003  года N 118-ФЗ) не может рассматриваться как препятствующее признанию права на получение ежемесячной страховой выплаты в случае смерти застрахованного лица, не состоявшего к моменту смерти в трудовых отношениях, нетрудоспособными лицами, находившимися на его иждивении или получавшими от него такую помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию. Поводом для принятия такого решения послужила сложившаяся практика, когда региональные органы Фонда социального страхования РФ отказывали гражданам, являющимся получателями трудовых пенсий, размеры которых ниже сумм выплачивавшихся их мужьям ежемесячных страховых выплат и трудовых пенсий, в назначении ежемесячных страховых выплат в связи со смертью мужей со ссылкой на то, что они не имеют права на такие выплаты. Это обстоятельство и послужило основанием для обращения граждан в суд с соответствующей жалобой.

Суд пояснил, что возникновение у лица права на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного Закон связывает с нетрудоспособностью этого лица и нахождением на иждивении умершего. Причем нормативное содержание понятий "нетрудоспособность" и "иждивение" этот Закон не определяет - они раскрываются в других федеральных законах. Вместе с тем Федеральный закон об обязательном социальном страховании от несчастных случаев фактически исходит из принятого в действующем законодательстве смысла понятия "иждивение" как нахождения лица на полном содержании кормильца или получения от него такой помощи, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию. Оспариваемое законоположение как по месту в структуре Федерального закона, так и по своему нормативному содержанию направлено на установление только порядка исчисления размера ежемесячной страховой выплаты и не определяет ни событие, с которым федеральный законодатель связывает возможность получения названными в этом Федеральном законе лицами страховых выплат, ни круг субъектов права на их получение. Это законоположение, устанавливая, что содержащееся в нем правовое регулирование относится к лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, тем самым адресует правоприменителей к ст. 7 Закона, закрепляющей круг субъектов и условия приобретения данного права. При этом круг субъектов названного права, предусмотренный в ст. 7 Закона в базовой редакции, впоследствии не претерпевал каких-либо изменений. Положения данной статьи остались неизменными и при принятии Федерального закона от 7 июля 2003 года N 118-ФЗ. Следовательно, исключение из положения п. 8 ст. 12 Закона слов "получаемых им при жизни пенсии, пожизненного содержания и других подобных выплат" само по себе не может рассматриваться как предполагающее изменение в сравнении с прежним правовым регулированием круга субъектов права на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного лица, а также условий его возникновения.

 

Определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2006 г. N 407-О "По жалобам граждан Вандарьевой Марии Карповны, Журбы Нины Александровны, Кондрашовой Валентины Александровны и Марченко Зои Ивановны на нарушение их конституционных прав пунктом 8 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

 

Текст Определения опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 января 2007 г. N 2, ст. 404, в дайджесте официальных материалов и публикаций периодической печати "Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии", 2007 г., N 2, в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2007 г., N 2