Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить возможность замены арестом обязательных, исправительных, принудительных работ и ограничения свободы в случае злостного уклонения от их отбывания, определить нижние пределы назначаемого наказания в виде лишения свободы в зависимости от категории преступления, а также сократить максимальный срок лишения свободы, при назначении которого может применяться условное осуждение.
Согласно статье 4 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" положения Уголовного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ареста вводятся в действие федеральным законом или федеральными законами после вступления в силу Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации по мере создания необходимых условий для исполнения этого вида наказания.
Поскольку соответствующий федеральный закон до настоящего времени не принят, нормативная правовая база, необходимая для организации исполнения данного вида наказания, не сформирована, расширение практики его применения повлечет необходимость выделения дополнительных бюджетных ассигнований и определения источника финансирования.
С учетом того, что арест в качестве вида уголовного наказания в настоящее время не применяется (кроме ареста военнослужащих), повышение минимального срока лишения свободы до 6 месяцев исключит возможность изоляции лица от общества за совершенное преступление на срок менее 6 месяцев.
Приведенные в материалах к законопроекту данные о количестве лиц, получивших условное осуждение, и о количестве лиц, осужденных к лишению свободы на срок до одного года, не позволяют сделать однозначный вывод о неэффективности или недостаточности предусмотренных законом уголовно-правовых мер, поскольку не отражают прямой корреляции между применением этих мер и ростом рецидивной преступности. Указанные лица, совершившие умышленное преступление, оказываются в той же социальной среде под воздействием тех же детерминант, которые обусловливают совершение нового умышленного преступления. В связи с этим необходим комплексный подход к борьбе с рецидивной преступностью. Следует также учитывать, что в случае совершения преступления условно осужденным в течение испытательного срока наказание ему назначается по правилам совокупности приговоров и такой случай вообще не образует рецидива преступлений.
Как следует из официального отзыва Верховного Суда Российской Федерации, законопроект в части усиления ответственности за преступления небольшой и средней тяжести не согласуется с проводимой на протяжении последних лет политикой государства по гуманизации уголовного законодательства.
Кроме того, предлагаемые законопроектом изменения могут существенно ограничить свободу судейского усмотрения и не позволят при назначении наказания в полной мере учитывать характер и степень общественной опасности преступления, обстоятельства его совершения, личность виновного, влияние назначаемого наказания на исправление осужденного, на условия жизни его семьи, как того требует принцип индивидуализации наказания.
На основании изложенного и с учетом позиции Верховного Суда Российской Федерации Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. N ДГ-П4-4520 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 579191-8 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Ю.П. Синельщиковым"
Опубликование:
-