Досье на проект федерального закона
Данный законопроект вносится в развитие предложенного законопроекта об изменениях в Уголовный кодекс Российской Федерации, целью которого является совершенствование системы уголовных наказаний в Российской Федерации. Предлагаемые новшества мотивированы результатами научного анализа криминогенной обстановки в стране, который дает основания утверждать о росте в России уровня рецидивной преступности.
Одной из причин этого крайне негативного и опасного явления специалисты называют непоследовательную карательную практику в сфере уголовного судопроизводства, т.е. как излишне либеральные, так и чрезмерно суровые меры наказания.
К примеру, Федеральным законом от 08 декабря 2003 года N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" в часть вторую статьи 56 УК РФ внесено изменение, в соответствии с которым лишение свободы может быть назначено на срок от двух месяцев до двадцати лет. С учетом этого Федеральным законом от 07 марта 2011 года N 26-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс" из целого ряда статей Особенной части исключены "нижние пределы" сроков лишения свободы.
В результате в УК РФ появились 9 составов особо тяжких преступлений и 126 составов тяжких преступлений, за которые виновному может быть назначено наказание в виде всего двух месяцев лишения свободы.
Опасения, что подобная либерализация уголовного законодательства приведет к неоправданной гуманности в отношении граждан, совершивших опасные преступления, оказались не напрасными. Анализ судебной статистики показал, что среди лиц, осужденных к лишению свободы сроком от двух месяцев до одного года в 2022 году, оказались виновные в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью при отягчающих обстоятельствах - 299 человек, краже при отягчающих и при особо отягчающих обстоятельствах - 5 674 человека, мошенничестве при отягчающих и при особо отягчающих обстоятельствах - 374 человека, грабеже при отягчающих обстоятельствах - 357 человек, разбое при отягчающих обстоятельствах - 44 человека, вымогательстве при отягчающих обстоятельствах - 20 человек, хулиганстве с применением оружия или при иных отягчающих обстоятельствах - 26 человек, нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека, в том числе лицом, находящимся в состоянии опьянения - 154 человека.
Для исправления ситуации предложены изменения в УК РФ, предусматривающие дифференцированное увеличение т.н. "нижнего порога" санкций статей Особенной части УК РФ в виде лишения свободы с учетом тяжести совершенного преступления. Предлагается в части второй статьи 56 УК РФ установить следующую шкалу: за преступления небольшой тяжести - от шести месяцев лишения свободы; за преступления средней тяжести - от одного года, за тяжкие преступления - от двух лет и за особо тяжкие преступления - от трех лет лишения свободы.
Однако, принятие данных нововведений в УК РФ невозможно без одновременной корректировки норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В частности, нуждается в изменении статья 74 УИК РФ, в которой в настоящее время предусмотрена возможность оставления в следственном изоляторе осужденного к лишению свободы на срок не свыше шести месяцев. С учетом вновь предлагаемого минимального срока лишения свободы от шести месяцев, это положение подлежит пересмотру в сторону увеличения.
Данный законопроект о внесении изменений в УИК РФ предполагает также изменения в статьи 60.15 и 60.17 с целью приведения в соответствие их положений с нормами статей УК РФ о возможности замены наказания в виде принудительных работ не только на лишение свободы, но и на арест в отношении осужденного, признанного злостным нарушителем, либо уклонившегося от отбывания принудительных работ. Такое правило необходимо для случаев, когда неотбытый срок наказания не превышает шесть месяцев.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных бюджетных ассигнований и не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" потребует внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации.
Срок подготовки указанного проекта федерального закона - одновременно с проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.