Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания системы возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах) (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам 14-го инвестиционного форума ВТБ "Россия зовет!" от 14 января 2024 года N Пр-54 с целью создания механизма компенсирования стоимости имущества, учитываемого на индивидуальных инвестиционных счетах, открываемых с 1 января 2024 года (ИИС третьего типа, далее - ИИС), с установлением максимальной суммы компенсационной выплаты в размере 1 миллиона 400 тысяч рублей на гражданина.
Законопроект устанавливает правовые, финансовые и организационные основы функционирования механизма компенсирования стоимости имущества (денежные средства, ценные бумаги, драгоценные металлы, ПФИ) на ИИС без участия государства.
Так, законопроектом предусматривается право физического лица на получение компенсационной выплаты в счет возмещения стоимости имущества на ИИС в случае и порядке, предусмотренных законопроектом. "Гарантийным" случаем для компенсирования стоимости имущества на ИИС является неполучение физическим лицом в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве в отношении лица, осуществляющего открытие и ведение ИИС (брокеры, управляющие, управляющие компании открытых паевых инвестиционных фондов), в полном объеме имущества, причитающегося ему в связи с прекращением договора о ведении ИИС. Специфика "гарантийного" случая вызвана тем, что в большинстве случаев банкротство лица, осуществляющего открытие и ведение ИИС, не приводит к тому, что клиенты такого лица лишаются своего имущества, ввиду требований закона об обособлении имущества клиентов от имущества лиц, осуществляющих открытие и ведение ИИС (что позволяет исключить имущество клиентов из конкурсной массы). При этом не подлежат компенсированию рыночные (в связи с колебаниями стоимости учитываемого на ИИС имущества) и кредитные риски (в связи с нарушением обязательств эмитентом ценных бумаг). Лимит компенсационной выплаты составляет 1 миллион 400 тысяч рублей на одно физическое лицо (по аналогии со страхованием банковских вкладов).
С целью осуществления компенсационных выплат законопроектом предусматривается создание компенсационного фонда на базе определенной указом Президента Российской Федерации некоммерческой организации. Предполагается, что в качестве такой организации выступит фонд, созданный посредством изменения модели деятельности и целевого назначения средств Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров (далее - Фонд). С этой целью будут внесены необходимые изменения в Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 года N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров", в том числе направленные на установление компенсирования стоимости имущества на ИИС в качестве единственной цели деятельности Фонда, установление порядка фиксации размера обязательств Фонда в соответствии с ранее действовавшими целями его деятельности на определенную дату и срока осуществления выплат по таким обязательствам. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, Банка России в составе органов Фонда не предусмотрено.
С учетом того, что формирование и использование компенсационного фонда направлено на выполнение социально-экономических, а не коммерческих функций, в долгосрочном периоде размер фонда не должен системно отклоняться от целевого значения, рассчитанного исходя из общего объема активов физических лиц на ИИС, охваченных компенсационным механизмом, с учетом рисков возникновения компенсационных случаев. Целевой размер фонда будет определяться Фондом и с течением времени может меняться как в большую, так и меньшую сторону. Таким образом, в долгосрочной перспективе Фонд должен работать на принципах самообеспечения, не допуская в то же время и аккумулирования излишних поступлений (при этом при его наполнении также учитываются операционные расходы на обеспечение функционирования Фонда).
Для эффективного формирования и использования компенсационного фонда законопроект предусматривает механизм гибких ставок, по которым лица, осуществляющие открытие и ведение ИИС, будут осуществлять денежные взносы в компенсационный фонд. Предполагается, что ставки будут определяться самим Фондом. На этапе накопления средств компенсационного фонда до его целевого назначения, а также в случае снижения объема фонда до размера, угрожающего устойчивости фонда (в том числе в случае его дефицита), ставки могут быть временно увеличены. При достижении фондом своего целевого назначения ставки могут быть временно снижены либо денежные взносы могут быть временно прекращены.
Участие в системе возмещения стоимости имущества на ИИС предполагается добровольным для лиц, осуществляющих открытие и ведение ИИС.
Механизм компенсирования стоимости имущества, учитываемого на ИИС, будет распространяться только на ИИС третьего типа (ИИС, открываемые с 1 января 2024 года, а также ИИС, открытые с 1 января 2015 года по 31 декабря 2023 года включительно, в отношении которых инвесторы заявили об их использовании в качестве ИИС, открытых после 1 января 2024 года).
При недостаточности средств Фонда для исполнения требований по "гарантийным" случаям вводится модель отсроченных обязательств: их исполнение (выплата) производится по мере поступления и накопления последующих взносов. При этом требования физических лиц считаются погашенными только после их полного удовлетворения.
Создание предусмотренного законопроектом компенсационного механизма будет способствовать защите прав и законных интересов потребителя (инвестора), укреплению его доверия к финансовому рынку, привлечению на него долгосрочных денежных средств, а также формированию благоприятной конкурентной среды.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие указанного законопроекта не потребует выделения дополнительных средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Реализация предлагаемых решений не будет оказывать влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания системы возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах)
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания системы возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счётах) не потребует выделения дополнительных расходов из бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания системы возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания системы возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания системы возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах)
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания системы возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания системы возмещения стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах) потребует внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 18 ноября 1995 года N 1157 "О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров".
Головной исполнитель - Минфин России, соисполнитель - Банк России.
Срок подготовки - 90 дней со дня официального опубликования федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обоснование необходимости, цель, предмет и содержание правового регулирования: необходимость создания фонда посредством изменения модели деятельности и целевого назначения средств Федерального общественно-государственного фонда по защите прав вкладчиков и акционеров. Изменения будут направлены в том числе на установление компенсирования стоимости имущества на индивидуальных инвестиционных счетах физических лиц в качестве единственной цели деятельности фонда, установление порядка фиксации размера обязательств фонда в соответствии с ранее действовавшими целями его деятельности на определенную дату и срока осуществления выплат по таким обязательствам и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.