Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите конкуренции от 16 мая 2023 г. N 98
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 120890-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
(в части упрощения порядка определения регионального оператора по обращению с ТКО в труднодоступных населенных пунктах)
внесен Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по защите конкуренции (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 120890-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - законопроект), внесенный Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), в части вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
Целями законопроекта авторами заявлено формирование особенностей обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на "труднодоступных территориях".
Комитет не имеет возражений относительно концепции законопроекта, вместе с тем в целях возможной реализации законопроекта необходима его доработка.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, достижение указанной цели возможно, помимо прочего, посредством предоставления права юридическим лицам, в результате деятельности которых на труднодоступных территориях образуются ТКО, отказаться от заключения договора с региональным оператором. По мнению авторов законодательной инициативы, данное изменение решит проблему вывоза ТКО с отдаленных территорий, находящихся на значительном расстоянии от населенных пунктов, в том числе с объектов недропользователей (вахтовые поселки).
Так, проектируемым пунктом 6 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (пункт 4 статья 1 законопроекта) предусматривается возможность отказа от заключения договора с региональным оператором юридических лиц, осуществляющих на труднодоступной территории деятельность, в результате которой образуются ТКО, в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта обезвреживания, утилизации, размещения отходов, расположенного в границах такой территории и используемого для обезвреживания, утилизации, размещения указанных отходов.
Однако предоставление такой возможности только для юридических лиц необоснованно поставит их в неравное положение по сравнению с индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на труднодоступной территории, в результате которой образуются ТКО, и владеющими объектами обезвреживания, утилизации, размещения отходов, создавая дискриминационные условия для конкуренции.
В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" дискриминационные условия определяются как условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.
Таким образом, указанное положение законопроекта вступает в противоречие с принципами развития конкуренции.
В целях исключения указанных рисков ограничения конкуренции при доработке законопроекта следует в целях законопроекта уравнять в правах юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на труднодоступной территории.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по защите конкуренции считает возможным поддержать концепцию законопроекта, рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении при условии его доработки с учетом изложенных замечаний и позиции Правительства Российской Федерации.
Председатель Комитета |
В.К. Гартунг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.