Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 120890-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - законопроект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) в целях урегулирования проблемных вопросов, возникающих при организации обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на отдельных территориях субъектов Российской Федерации в связи с особыми географическими и природно-климатическими особенностями, в том числе в части определения понятий "труднодоступные территории" и "мусороперегрузочные станции", увеличения срока накопления ТКО на труднодоступных территориях, отражения труднодоступных территорий и мусороперегрузочных станций в территориальных схемах обращения с отходами производства и потребления (далее - территориальная схема).
Законопроект соответствует пункту 132 единого плана мероприятий по реализации Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года и Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 года N 996-р, в части развития комплексной системы обращения с ТКО.
Необходимость подготовки законопроекта вызвана значительными проблемами обеспечения вывоза ТКО из территорий с особыми географическими и природно-климатическими условиями в связи со сложной транспортной доступностью таких территорий, в том числе c отсутствием круглогодичного транспортного сообщения и значительной удаленностью таких территорий от объектов обращения с ТКО.
В настоящее время понятие "труднодоступные территории" используется в ряде нормативных правовых актов, но в каждом документе трактуется по-разному с учетом специфики отрасли. К примеру, согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года N 1429 "Об утверждении Правил территориального распределения отделений почтовой связи акционерного общества "Почта России" к труднодоступной местности (труднодоступным населенным пунктам) относятся труднодоступные населенные пункты, с которыми в силу природно-климатических причин (разлив рек, ледостав, ледоход, распутица и др.) отсутствует транспортное сообщение в течение определенного периода времени (периодическая (сезонная) труднодоступность населенных пунктов), и труднодоступные населенные пункты, с которыми круглогодично отсутствует возможность осуществлять транспортное сообщение не менее чем 3 раза в неделю в связи с неразвитой транспортной инфраструктурой (круглогодичная труднодоступность населенных пунктов).
Например, на территории Республики Саха (Якутия) расположены 637 населенных пунктов. Из них 185 включены в перечень труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Саха (Якутия), утвержденный Законом Республики Саха (Якутия) от 4 октября 2002 года 47-З N 429-II "О перечне труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Саха (Якутия)" (указанный закон не регулирует вопросы обращения с ТКО).
В целях определения особенностей обращения с ТКО законопроектом предлагается к труднодоступным территориям отнести территории муниципальных образований или их частей, из которых в связи с географическими, природно-климатическими особенностями отсутствует возможность круглогодичного регулярного (не реже одного раза в месяц) транспортирования ТКО автомобильным или водным транспортом до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО и масса образования ТКО в которых не превышает 20 тысяч тонн в год, или территории муниципальных образований или их частей, удаленных от мест расположения объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО в соответствии со схемами потоков территориальной схемы более чем на 300 км и масса образования ТКО в которых не превышает 20 тысяч тонн в год.
На сегодняшний день в соответствии с Законом N 89-ФЗ накопление отходов возможно до 11 месяцев. Вместе с тем в Республике Саха (Якутия) вывоз ТКО из отдельных населенных пунктов осуществляется только по автозимникам, которые доступны один раз в год и имеют неопределенный график открытия и закрытия. Промежуток между открытиями автозимников составляет 10-12 месяцев. Период работы автозимника составляет от 1,5 до 3 месяцев.
Таким образом, природно-климатические условия не позволяют обеспечить вывоз ТКО ежегодно в одно и то же время, что ведет к нарушению установленных сроков накопления ТКО. Создание объектов хранения отходов на таких территориях также осложнено природно-климатическими условиями и является малоэффективным и дорогостоящим.
Решением указанной проблемы является установление возможности накопления ТКО на труднодоступных территориях до 12 месяцев. Также подпунктом "а" пункта 1 статьи 1 законопроекта предлагается внести корреспондирующие изменения в понятие "хранение отходов". Продление сроков вывоза ТКО с контейнерных площадок законопроектом не предусматривается.
Продление сроков накопления ТКО с 11 до 12 месяцев не повлечет существенных последствий для окружающей среды, но при этом позволит оптимизировать расходы на транспортирование ТКО в целях ограничения роста единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО.
Законопроектом также предлагается ввести в Закон N 89-ФЗ понятие "мусороперегрузочные станции" с возможностью создания на таких станциях мест (площадок) накопления ТКО, периодичность транспортирования которых будет определяться правилами обращения с ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации. Сведения о мусороперегрузочных станциях будут отражаться в территориальных схемах. Таким образом, обоснованность и экономическая целесообразность использования соответствующей инфраструктуры будет оцениваться в рамках установленных процедур разработки территориальных схем.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить положение о формировании предельного единого тарифа регионального оператора на услугу по обращению с ТКО нормами об учете расходов на создание и эксплуатацию мусороперегрузочных станций в случае, если мусороперегрузочные станции включены в территориальную схему.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте содержатся требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые законопроектом решения направлены на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
Принятие законопроекта не окажет влияния на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение 3
к проекту федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"Об отходах производства и потребления"
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" потребует внесение изменений в следующие нормативные правовые акты:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами" в части включения в нормативный правовой акт положений, регламентирующих порядок учета расходов на создание и эксплуатацию мусороперегрузочных станций при установлении единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
2) постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" в части определения порядка накопления твердых коммунальных отходов на мусороперегрузочных станциях, в том числе сроков накопления твердых коммунальных отходов;
3) постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" в части определения порядка включения в территориальную схему обращения с отходами производства и потребления труднодоступных территорий, мусороперегрузочных станций;
4) постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года N 1657 "О Единых требованиях к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов" в части включения в нормативный правовой акт положений, устанавливающих требования к мусороперегрузочным станциям;
5) постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года N 913 "Об утверждении Положения о федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов" в части включения в федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов сведений о труднодоступных территориях, мусороперегрузочных станциях;
6) приказ Федеральной антимонопольной службы России от 21 ноября 2016 года N 1638/16 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" в части включения в нормативный правовой акт положений, регламентирующих порядок учета расходов на создание и эксплуатацию мусороперегрузочных станций при установлении единого тарифа регионального оператора;
7) приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26 декабря 2022 года N 919 "Об установлении состава, сроков и периодичности размещения информации в федеральной государственной информационной системе учета твердых коммунальных отходов субъектами, размещающими информацию в данной системе" в части включения в федеральную государственную информационную систему учета твердых коммунальных отходов сведений о труднодоступных территориях, мусороперегрузочных станциях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.