Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2017 года в Российской Федерации введен новый вид уголовного наказания - принудительные работы, в рамках исполнения поручения, данного в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2009 году, о необходимости введения самостоятельного вида наказания - принудительные работы.
При этом согласно части 1 статьи 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК Российской Федерации) наказание в виде принудительных работ - альтернатива лишению свободы, назначаемое в соответствии с частью 2 статьи 53.1 УК Российской Федерации путем замены осужденному наказания в виде лишения свободы.
Вместе с тем ряд статей Особенной части УК Российской Федерации не содержат такой санкции как лишение свободы за предусмотренное преступление, при этом наказание в виде принудительных работ за данные преступления предусмотрены (например, часть 1 статьи 159.1, часть 1 статьи 159.2, часть 1 статьи 159.3 УК Российской Федерации), также судами практикуется назначение принудительных работ без назначения лишения свободы.
Целесообразно определение принудительных работ, как самостоятельного вида наказания без предварительного назначения лишения свободы.
Практика исполнения наказания в виде принудительных работ свидетельствует о положительном его превентивном воздействии.
Уровень повторной преступности среди данной категории осужденных по итогам 2022 года составил 0,58%, что в 4 раза ниже аналогичного показателя среди иных категорий осужденных без изоляции от общества.
Осужденные обладают высокой мотивацией к правопослушному поведению и добросовестному отношению к труду, отбывают наказание в исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
При отбывании наказания в виде принудительных работ осужденный фактически не теряет социально-полезные связи, более того, содержание данного вида наказания направлено на их восстановление.
В течение срока отбывания наказания осужденные восстанавливают свои трудовые навыки, приобретают новые, расширяют свои компетенции.
Свободное от работы время посвящают своим семьям (при наличии), развитию, в том числе духовному, посредством выработанного уголовно-исполнительной системой комплексного подхода к осуществлению воспитательной работы.
При исполнении наказания в виде лишения свободы одним из проблемных вопросов является распространение криминальной субкультуры.
Практика исполнения наказания в виде принудительных работ свидетельствует о практическом исключении данного обстоятельства.
Кроме того, наказание в виде принудительных работ имеет значительный компенсационный эффект для потерпевшего от преступления, в связи с обязанностью осужденных осуществлять трудовую деятельность, тем самым гарантируется реализации статьи 52 Конституции Российской Федерации.
Наряду с изложенным законопроект направлен на разрешение проблемного вопроса, возникаемого при исполнении наказания в виде исправительных работ.
Согласно пояснительной записке к Федеральному закону от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" необходимость расширения возможности назначения исправительных работ не только по месту работы осужденного, но и в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с органами, ведающими исполнением наказания, но в районе места жительства осужденного, в отношении нетрудоустроенного, обосновывалась невозможностью назначения наказаний в виде обязательных работ и ограничения свободы.
Нетрудоустроенные осужденные в большинстве своем ведут асоциальный образ жизни, у них сформирована отрицательная позиция к трудовой деятельности, что приводит к нарушению порядка отбывания наказания и последующей замене наказания принудительными работами или лишением свободы. Согласно правовой регламентации исполнения наказания в виде исправительных работ фактически обязанность трудоустройства возложена на уголовно-исполнительные инспекции. При отсутствии вакансий у работодателей, определенных в соответствии с частью 1 статьи 39 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК Российской Федерации), возникает необходимость в поиске подходящей работы, что влечет увеличение сроков исполнения наказания и исполнение уголовно-исполнительными инспекциями не возложенного на них функционала.
В 2022 году на исполнение в уголовно-исполнительные инспекции поступили судебные решения, в соответствии с которыми назначено наказание в виде исправительных работ, в отношении 60157 осужденных, из них 32689 (54,34%) не имели места работы на момент осуждения, а также на момент поступления приговора на исполнение в уголовно-исполнительные инспекции.
В течение 2022 года не были трудоустроены в период до 90 дней - 6172 осужденных, в период от 91 дня и более - 2008 осужденных.
Основными причинами, по которым осужденные к исправительным работам не трудоустраивались по предписаниям уголовно-исполнительных инспекция являются:
отсутствие вакансий у работодателей (62%);
личное нежелание трудится (14%);
отсутствие патентов либо разрешений на работу у осужденных иностранных граждан либо лиц без гражданства (5%).
Уголовно-исполнительными инспекциями в 2022 году осужденным к исправительным работам, не имеющим места работы, выдано 77 951 предписание для трудоустройства в организации, определенные в органами местного самоуправления в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, для отбывания исправительных работ, из которых по 21 256 предписаниям осужденные не обращались, в 20 532 случаях получен отказ от работодателей, из которых в 18 847 - отсутствие вакансий.
В течение 2022 года 26,51% осужденным к исправительным работам в связи с нарушением порядка и условий его отбывания заменено наказание принудительными работами или лишением свободы, 1,76% осужденным наказание в виде исправительных работ присоединено к вновь назначенному наказанию за совершение преступления в течение срока отбывания наказания.
Лицам, нетрудоустроенным на момент вынесения судебного решения, целесообразно назначать наказание в виде принудительных работ, так как осужденный в связи с содержанием в исправительном центре будет ограничен в общении с привычным кругом лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, а также будет находиться под постоянным надзором администрации исправительного центра.
Кроме того, уровень привлечения к труду осужденных к принудительным работам составляет 99%.
При реализации предлагаемой инициативы необходимо также учитывать, что исправительные центры создаются на объектах работодателей (на базе их имущества), заинтересованных в труде осужденных.
Заслуживает особого внимания тот факт, что основная категория нетрудоустроенных на момент постановки на учет осужденных к исправительным работам за совершение преступления, предусмотренного частью первой статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей).
Согласно статистическим данным ФСИН России менее трети осужденных за уклонение от уплаты средств на содержание детей полностью отбывают наказание в виде исправительных работ (в 2022 году из 51921 осужденного данной категории отбыло наказание только 16 211 осужденных, остальным осужденным наказание в виде исправительных работ было заменено лишением свободы или принудительными работами в связи со злостным уклонением от его отбывания либо совершением нового преступления).
Законопроект также направлен на устранение несоответствий, так санкцией части 2 статьи 291.2 УК Российской Федерации предусмотрено назначение наказания в виде исправительных работ сроком до трех лет, вместе с тем максимальный срок данного наказания согласно части 2 статьи 50 УК Российской Федерации составляет два года.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и его реализация не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" потребует внесение изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.