Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 588441-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части квалификационных требований и требований к деловой репутации должностных лиц финансовой организации)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части требований к деловой репутации должностных лиц финансовой организации) (далее - законопроект) подготовлен в связи с необходимостью актуализации требований к деловой репутации, предъявляемых к руководителям (единоличному исполнительному органу (далее - ЕИО), заместителю единоличного исполнительного органа), членам коллегиального исполнительного органа кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющая компания), микрофинансовой организации (далее при совместном упоминании - финансовая организация), а также к их собственникам.
Законопроектом внесены изменения в формулировки ряда критериев деловой репутации:
связанного с привлечением оцениваемого лица за неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком (сужен круг должностных лиц финансовой организации, деловая репутация которых будет признана неудовлетворительной в случае, если к такой финансовой организации применены меры за указанные нарушения);
связанного с решением суда о взыскании с оцениваемого лица убытков в пользу юридического лица;
связанного с признанием организации, с которой оцениваемое лицо непосредственно связано, банкротом;
связанного с фактом расторжения с оцениваемым лицом трудового договора по инициативе работодателя.
Уточнен круг лиц, негативный опыт деятельности которых учитывается при оценке соответствия установленным требованиям деловой репутации (в частности, прямо указывается, что в случае банкротства финансовой организации деловая репутация крупных собственников (в том числе в составе группы лиц) признается неудовлетворительной).
Осуществлена гармонизация сроков нахождения лиц, в отношении которых имеется факт отказа в государственной регистрации юридического лица по основаниям, предусмотренным подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в базе данных ФНС России "Прозрачный бизнес" (3 года) и базе данных Банка России (с 10 лет сокращается до 3 лет соответственно).
Законопроект устанавливает запрет на передачу функций ЕИО и главного бухгалтера кредитной организации, ЕИО финансовой организации юридическому лицу (управляющей компании), индивидуальному предпринимателю.
Законопроектом исключен критерий деловой репутации "совершение более трех раз в течение одного года административного правонарушения в области предпринимательской деятельности или в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа или должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях" из перечня установленных федеральным законодательством оснований для признания деловой репутации неудовлетворительной, так как привлечение физического лица к административной ответственности за указанные правонарушения с содержательной точки зрения не является свидетельством того, что деятельность такого лица несет реальную угрозу интересам финансовой организации и ее кредиторам, клиентам, а совершенные юридическим лицом (например, финансовой организацией, являющейся владельцем крупного пакета акций (долей) другой финансовой организации) - как правило, носят однотипный характер, связанный со спецификой предоставляемых финансовыми организациями услуг на финансовом рынке, масштабами деятельности и значительными объемами клиентской базы.
Формулировка требования об отсутствии судимости у специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - ФРОМУ), выравнена с формулировкой требования об отсутствии судимости, предусмотренного в отношении руководителей, членов органов управления и иных должностных лиц финансовых организаций. Кроме того, внесены аналогичные изменения в базовое требование по отсутствию судимости у такого специального должностного лица, предусмотренное пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Перечень установленных федеральным законодательством оснований для признания деловой репутации неудовлетворительной дополнен новыми критериями:
нахождение оцениваемого лица в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в составляемых Советом Безопасности ООН (органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН) перечнях организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения (аналогичный критерий применяется при оценке деловой репутации лиц ряда некредитных финансовых организаций, например, операторов обмена цифровых финансовых активов);
наличие решения о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества оцениваемого лица, принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма (применяется при оценке деловой репутации лиц ряда некредитных финансовых организаций, например, операторов финансовых платформ);
воспрепятствование оцениваемым лицом проведению проверок в соответствии с законодательством по ПОД/ФТ и ФРОМУ, либо неисполнение соответствующих предписаний Банка России;
привлечение оцениваемого лица к административной или уголовной ответственности за правонарушения или преступления, связанные осуществлением поднадзорной Банку России деятельности без соответствующей лицензии (соответствующего специального разрешения), незаконной выдачей потребительских кредитов (займов), организацией "финансовых пирамид";
неисполнение оцениваемым лицом, являвшимся учредителем (акционером, участником) финансовой организации, предписания Банка России в случае выявления факта неудовлетворительного финансового положения или неудовлетворительной деловой репутации;
осуществление оцениваемым лицом функций заместителя единоличного исполнительного органа финансовой организации, лица, оказывающего профессиональные услуги на финансовом рынке, субъекта национальной платежной системы, на которого возложены полномочия по обеспечению информационной безопасности, в том числе по обнаружению, предупреждению и ликвидации последствий компьютерных атак, и реагированию на компьютерные инциденты, в период совершения данной финансовой организацией, лицом, оказывающим профессиональные услуги на финансовом рынке, субъектом национальной платежной системы нарушений требований федеральных законов и нормативных актов Банка России к обеспечению защиты информации, которые повлекли незаконное распространение сведений, содержащих персональные данные и (или) банковскую тайну (иную охраняемую законом тайну), и создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), и (или) клиентов финансовой организации, лица, оказывающего профессиональные услуги на финансовом рынке, субъекта национальной платежной системы, за совершение которых к такой организации неоднократно (два и более раза) в течение одного года применялись соответствующие меры воздействия.
Принятие законопроекта не повлияет на реализацию основных мероприятий и достижение показателей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международник договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части квалификационных требований и требований к деловой репутации должностных лиц финансовой организации)"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части квалификационных требований и требований к деловой репутации должностных лиц финансовой организации) не потребует выделения дополнительных средств из бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части квалификационных требований и требований к деловой репутации должностных лиц финансовой организации)"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части квалификационных требований и требований к деловой репутации должностных лиц финансовой организации) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.