Досье на проект федерального закона
Проект разработан в целях упорядочения положений действующего законодательства о предоставлении льготным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее также - земельные участки, ЗУ) с учётом практики применении норм законодательства о льготном предоставлении земельных участков и анализа проблем, возникших при их реализации, поскольку положения действующего федерального законодательства:
- не учитывают региональные особенности использования земель (прежде всего, само наличие земель в отдельных субъектах Российской Федерации (далее - субъекты РФ) и
- не предусматривают право субъектов РФ на установление порядка и условий реализации права льготных категорий граждан на приобретение земельных участков без проведения торгов.
Проект направлен на обеспечение единства подходов при предоставлении льготным категориям граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с чем Проектом предусмотрено наделение субъектов РФ правом определять в отношении граждан, имеющих право на предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов по основаниям, указанным в подпункте 14 статьи 39.6 ЗК РФ, порядок постановки на учет, порядок снятия с учета, основания для отказа в предоставлении, предельные размеры земельных участков, в связи с чем в статью 39.19 вносятся соответствующие изменения.
Согласно положениям статей 39.5 и 39.6 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки могут предоставляться отдельным категориям граждан без проведения торгов в собственность или в аренду в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ.
Федеральными законами установлено право различных категорий граждан на приобретение земельных участков без проведения торгов: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы 1, Героев Труда Российской Федерации 2, инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов 3, ветеранов 4, граждан, имеющие трех и более детей (далее - многодетные семьи) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 5 и др.
При этом указанные льготы содержатся в различных федеральных законах, не связаны между собой, не приведены в систему с единым подходом и существуют каждая сама по себе.
ЗК РФ и федеральные законы не устанавливают очередность реализации права на приобретение земельного участка без проведения торгов между различными льготными категориями и не определяют, какие категории граждан имеют приоритет в предоставлении земельных участков (в порядке реализации первоочередного/внеочередного права), а также не учитывают уже имеющиеся обязательства субъектов РФ по предоставлению земельных участков льготным категориям граждан 6. Таким образом, фактически существует конкуренция норм, в условиях которой субъект РФ должен самостоятельно определять приоритетность между льготными категориями, не имея правовых оснований для этого.
Данные льготы также не учитывают региональные особенности земельного банка субъектов РФ, и прежде всего, само наличие земель в отдельных субъектах РФ для реализации таких льгот.
Вместе с тем любое обязательство государства по предоставлению земельных участков должно быть обеспечено необходимыми земельными ресурсами в соответствующем объеме и реализуемо на практике.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.02.2008 N 121-0-0 отсутствие возможности формирования земельного участка в границах городского поселения может быть обусловлено особенностями развития данного поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Особенностью субъектов РФ - городов федерального значения (приоритет в планах развития которых составляют обеспечение градостроительной деятельности, устойчивое развитие территорий, повышение качества городской среды) является ограниченность земельного ресурса. В этой связи исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения не могут обеспечить реализацию положений действующего земельного законодательства в части предоставления земельных участков льготным категориям граждан в силу объективных причин.
ЗК РФ предусматривает право субъектов РФ на установление дополнительных условий предоставления земельных участков в отношении многодетных семей, а именно: право предусмотреть требование о нуждаемости таких лиц в жилых помещениях и возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления земельного участка (подпункт 6 статьи 39.5 ЗК РФ).
Так, например, город федерального значения Санкт-Петербург реализовал данный механизм, предусмотрев право выбора многодетных граждан между предоставлением земельного участка и получением сертификата "Земельный капитал в Санкт-Петербурге", средства которого направляются многодетным гражданам в целях возмещения расходов на приобретение земельного участка для ведения садоводства. Как показала практика, указанная мера социальной поддержки явилась эффективным инструментом реализации права многодетных семей на приобретение земельного участка.
Необходимо отметить, что распоряжением Президента РФ от 06.06.2023 N 174-рп "О дополнительных мерах социальной поддержки военнослужащих, лиц, заключивших контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей" регионам рекомендовано бесплатно предоставлять участникам военной операции земельные участки по месту жительства/пребывания. Исключение - Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Им рекомендовано предусмотреть иные меры поддержки.
Следует также обратить внимание на то, что в настоящее время право льготных категорий граждан на приобретение земельных участков не связано с местом проживания гражданина. Предусмотренное ЗК РФ и федеральными законами право может быть реализовано гражданами льготных категорий в любом субъекте РФ независимо от постоянного места жительства.
Согласно пункту 6 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное/внеочередное приобретение ЗУ осуществляется однократно. Однако реализация данного положения имеет сложности в связи с отсутствием в уполномоченном органе государственной власти субъекта РФ информации о том, воспользовался ли гражданин льготной категории данным правом в ином субъекте РФ.
Для решения проблем, возникающих при предоставлении земельных участков льготным категориям граждан, в целях создания равных условий реализации их прав с учётом региональных особенностей субъектов РФ, недопущения, возникновения социальной напряженности среди таких граждан, целесообразно дополнить ЗК РФ положениями о праве субъектов РФ устанавливать дополнительные условия реализации права на первоочередное/внеочередное приобретение земельных участков в собственность или аренду без проведения торгов, в том числе, путём установления "ценза оседлости", расширения круга льготных категорий лиц, которые наряду с многодетными семьями будут иметь право на получение иных мер социальной поддержки взамен предоставления земельных участков.
Реализация гарантированного Конституцией РФ права субъектов на принятие законов по вопросам земельного законодательства позволит обеспечить сбалансированный учет экологических, экономических, социальных и иных факторов при реализации государственной политики в сфере земельных отношений.
Проект соответствует актам более высокой юридической силы, не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект не подлежит процедуре оценки регулирующего воздействия.
Принятие Проекта не повлечет за собой необходимости обеспечения его информационно-рекламного сопровождения, поскольку Проект не затрагивает концептуальных и социально значимых проблем и вопросов, касающихся управления государственным имуществом. Осуществление разработки медиа-плана к Проекту нецелесообразно.
Принятие Проекта не повлечет необходимость признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или разработки иных нормативных правовых актов.
Принятие Проекта не потребует дополнительного финансирования из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и не окажет влияния на увеличение доходов бюджетов субъектов РФ.
------------------------------
1Закон РФ от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы".
2Федеральный закон от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
3Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
4Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах";
5Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
6 В Санкт-Петербурге в очереди на предоставление земельных участков состоит более 30000 многодетных семей.
------------------------------
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.14 и 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.14 и 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.14 и 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статьи 39.14 и 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует финансирования за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.