Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 592792-8 "О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на приведение редакции статей 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающих ответственность за контрабанду и нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, в соответствие с Федеральным законом от 30.12.2020 N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации", которым в качестве ключевого элемента отношений, связанных с обеспечением биологической безопасности в нашей стране, введено понятие "патогенные биологические агенты (патогены)" (далее - ПБА).
При разработке законопроекта учитывалось, что в Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2019 N 97, среди угроз указаны возможные противоправные действия с патогенными биологическими агентами, в том числе аварии на объектах, на которых находятся источники биологической опасности и (или) проводятся работы с патогенными биологическими агентами, диверсии и (или) террористические акты на этих объектах (пункт 8).
Указанным выше федеральным законом к числу ПБА отнесены микроорганизмы, вирусы, белковоподобные инфекционные частицы (прионы), яды биологического происхождения (токсины) и иные биологические агенты, в том числе созданные в результате генетических манипуляций, применения технологий синтетической биологии и другой направленной деятельности, способные вызывать патологический процесс в организме человека, животного или в растениях, а также биологические материалы, в которых могут содержаться перечисленные патогены (пункт 7 части первой статьи 1).
Таким образом, ключевой особенностью ПБА является признак их опасности (патогенности) для людей, животных и растений. Не случайно, что с учетом этого обстоятельства соответствующие изменения Федеральным законом от 28.04.2023 N 157-ФЗ внесены в статьи об ответственности за террористический акт и диверсию.
Патогенность (опасность) биологических организмов в нормах СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4) разделяется на группы I-IV (приложение 1). При этом общественно опасным признается нарушение правил безопасности при обращении с микроорганизмами, включенными в I и II группу (например, бактерии чумы, сибирской язвы, холеры). Однако эти ПБА, вызывающие при инфицировании человека и животных возникновение патологических процессов, не относятся ни к отравляющим, ни к ядовитым веществам, которые упомянуты в названии и диспозиции части первой статьи 226.1 УК РФ.
Таким образом, ПБА не являются химическими или отравляющими веществами и ввиду особого происхождения шире традиционного понятия "ядовитые вещества".
В целях укрепления биологической безопасности Российской Федерации, основываясь на положениях федеральных законов "Об экспортном контроле" и "О биологической безопасности в Российской Федерации", а также на общих требованиях к контролю за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю (утверждены Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.09.2004 N 190), предлагается установить, что незаконное перемещение ПБА через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС согласно статье 226.1 УК РФ является уголовно-наказуемым деянием.
При подготовке законопроекта учитывалась судебная практика в части вменения контрабанды "ядовитых" и "отравляющих" веществ, соотношение ПБА с сильнодействующими и ядовитыми веществами, содержащимися в списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 964, а также с ядами биологического происхождения согласно вышеуказанному приложению 1 к СанПиН 3.3686-21.
Исходя из этого предлагается уточнить название и диспозицию части первой статьи 226.1 УК РФ, а также дополнить эту статью примечанием 5, определяющим, что перечень патогенных биологических агентов для целей применения этой статьи и статьи 248 УК РФ устанавливается Правительством Российской Федерации.
По изложенным основаниям проектом федерального закона предлагается также внести ряд изменений в статью 248 УК РФ. Так, использованное в ней понятие "опасные микробиологические либо другие биологические агенты или токсины" не тождественно законодательному определению ПБА, ни в биологии, ни медицине термин "микробиологические либо другие биологические агенты" не употребляется, а его легальное судебное толкование в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации отсутствует.
В связи с этим до принятия Федерального закона "О биологической безопасности в Российской Федерации" для применения статьи 248 УК РФ требовалось обращение к упомянутым выше санитарным нормам и правилам, в которых адаптирован использованный в законодательстве о биологической безопасности Российской Федерации термин "патогенные биологические агенты", причем в соответствии с классификацией патогенности по СанПиН к предмету преступления по этой статье должны относиться только микроорганизмы I и II групп патогенности.
Предлагаемая законопроектом корректировка предмета преступления в наименовании и части первой статьи 248 УК РФ позволит более четко определить содержание уголовно-правовой нормы и провести отличие от нарушения правил обращения с иными, непатогенными микроорганизмами (например, пестицидами).
Кроме того, по аналогии с другими статьями об ответственности за нарушение тех или иных правил безопасности эту статью предлагается дополнить частью третьей, предусматривающей более строгое наказание в виде лишения свободы за нарушение правил безопасности при обращении с ПБА, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, и одновременно с этим установить альтернативное наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации", не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти не потребуется.
Вместе с тем для реализации проектируемых изменений потребуется разработка и утверждение Правительством Российской Федерации перечня патогенных биологических агентов для целей статьей 226.1 и 248 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.