Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 593402-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он устанавливает безусловный и бессрочный запрет поступления на службу в органы принудительного исполнения для лиц, уголовное преследование которых по делам частного обвинения было прекращено в связи с деятельным раскаянием (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2023 N 38-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 14, пункта 4 части 4 статьи 17, пункта 7 части 3 статьи 80 и статьи 92 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина P.M. Пахомова").
Согласно пункту 4 части 4 статьи 17 Федерального закона "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 328-ФЗ) прекращение уголовного дела частного обвинения в связи с примирением сторон не является препятствием для поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации (далее - служба). Данная норма позволяет принять гражданина на службу, если в отношении него уголовное дело частного обвинения прекращено по указанному основанию не менее чем за три года до дня поступления на службу.
Вместе с тем названная норма не предусматривает такого исключения при поступлении на службу, если уголовное преследование прекращено по делам частного обвинения в связи с деятельным раскаянием.
Схожее регулирование предусмотрено в пункте 3 части 1 статьи 14 Федерального закона N 328-Ф3 при установлении связанных со службой ограничений и запретов в отношении сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации.
В этой связи был принят Федеральный закон от 26.02.2024 N 29-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который предусматривает возможность поступления на службу лица в случае прекращения в отношении него уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием по уголовным делам частного обвинения, прекращенным не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы принудительного исполнения, а также вносятся корреспондирующие изменения в положения, касающиеся ограничений и запретов, связанных со службой, и основания прекращения или расторжения служебного контракта.
При этом все законы о государственной службе иных видов (например, федеральные законы от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы") построены по схожей модели.
Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" закрепил такие принципы построения и функционирования системы государственной службы как равный доступ граждан к государственной службе, а также единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
В этой связи проектом федерального закона предлагается внести в федеральные законы от 30.11.2011 N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 23.05.2016 N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" изменения, предусматривающие возможность поступления на службу лица в случае прекращения в отношении него уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием по уголовным делам частного обвинения, прекращенным не менее чем за три года до дня поступления на службу в органы внутренних дел, в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы или в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и изменения финансовых обязательств государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не предусматривает признание утратившими силу, приостановление нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.