Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 5 декабря 2023 г. N вн2.2-1/5501
на проект федерального закона N 474730-8 "О внесении изменений в статью 256 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации",
внесенный сенаторами Российской Федерации А.А. Клишасом, Ю.К. Валяевым, И.В. Рукавишниковой и депутатом Государственной Думы В.П. Водолацким
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на исключение использования фиктивных браков и фиктивного установления отцовства для получения иностранными гражданами или лицами без гражданства (далее - иностранные граждане) миграционного статуса на территории Российской Федерации.
В соответствии с проектным подпунктом 4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) (пункт 1 статьи 2 проекта) без учета квоты разрешение на временное проживание может быть выдано "иностранному гражданину, состоящему не менее двух лет в браке с гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим в Российской Федерации - в субъекте Российской Федерации, в котором расположено место жительства гражданина Российской Федерации, являющегося его супругом (супругой), либо имеющему ребенка, рожденного (усыновленного, удочеренного) в таком браке". Положение нуждается в редакционном уточнении, поскольку используемое законопроектом понятие "место жительства гражданина Российской Федерации" уже содержит такой признак, как "постоянное проживание в пределах Российской Федерации" (статья 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
В подпункте "б" пункта 2 статьи 2 законопроекта, содержащем основание отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание, после слов "усыновление" следует дополнить словом "(удочерение)", что будет соответствовать предлагаемой редакции подпункта 4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона.
Согласно проектной редакции подпункта 4 пункта 2 статьи 8 Федерального закона в упрощенном порядке вид на жительство выдается иностранному гражданину, имеющему родителя (усыновителя, опекуна, попечителя), ребенка, рожденного (усыновленного (удочеренного) в браке с гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим в Российской Федерации, либо совершеннолетнего ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации и постоянно проживающего в Российской Федерации. При этом в отношении родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) иностранного гражданина в проектной норме отсутствует требование постоянного проживания в Российской Федерации.
Используемая проектом формулировка "совершеннолетний ребенок" является некорректной, поскольку в соответствии со статьей 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Законопроектом (подпункт "а" пункта 4) предлагается отнести к основанию отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство случай, "если иностранный гражданин заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения разрешения на временное проживание, являющегося основанием для выдачи вида на жительство, и такой брак признан судом недействительным". Данное основание не соотносится с проектным подпунктом 4 пункта 2 статьи 8 Федерального закона, который предусматривает основание для выдачи вида на жительство без получения разрешения на временное проживание.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.