Концепция законопроекта заключается в усилении государственного контроля за производством и оборотом спиртосодержащей непищевой Продукции.
В последние годы наблюдается стабильный рост объемов закупки этилового спирта производителями спиртосодержащей непищевой продукции, так, в 2021 году объем закупок составил 3,8 млн. дал., в 2022 году - 4,2 млн. дал., в 2023 году - 4,5 млн. дал.
В соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - 171-ФЗ), требования к производству спиртосодержащей непищевой продукции предусматривают получение лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции, однако имеют ряд регуляторных послаблений по сравнению с требованиями, предъявляемыми к производству алкогольной продукции (прежде всего, действует изъятие в части оснащения производства автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции 1). При этом, одновременно, целый ряд спиртосодержащей непищевой продукции (например, парфюмерно-косметическая продукция в малой емкости), не отнесен к подакцизным товарам, в связи с чем производители такой продукции, получившие в соответствии со статьей 179.2 Налогового кодекса свидетельства на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в малой емкости, закупают сырье (этиловый спирт) без акциза.
Указанные регуляторные особенности, изначально имеющие цель снижения регуляторной нагрузки, создание конкурентных условий и экономических стимулов для ускоренного развития отечественного производства, находятся одновременно в сфере регулирования как 171-ФЗ, так и Налогового кодекса, что усиливает мотивацию недобросовестных предпринимателей применять различные способы обхода обязательных требований в целях незаконного извлечения выгоды.
Во-первых, недобросовестные предприниматели, пользуясь "неподакцизным" статусом отдельной спиртосодержащей непищевой продукции (в частности, парфюмерно-косметической продукции в малой емкости) и закупая в качестве сырья пищевой этиловый спирт без уплаты акциза, фиктивно декларируют производство десятков миллионов единиц неподакцизной спиртосодержащей непищевой продукции, при этом, фактически, данная продукция не продается в рознице, сведения о наличии её в продаже, рекламные и маркетинговые материалы отсутствуют в общедоступных источниках информации (маркетплейсы, сайты розничных торговых сетей). В силу "неподакцизного" статуса такой продукции налоговые органы не имеют информации об объемах списания этилового спирта в производство, объемах оприходования (постановки на бухгалтерский учет) произведенных товаров, объемах их реализации в торгово-сервисных предприятиях (кассовые продажи). На практике, в указанных случаях, закупаемый пищевой этиловый спирт выводится злоумышленниками в незаконный оборот, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, наносит значительный ущерб бюджетной системе, а также добросовестным участникам рынка, функционирующим в высококонкурентной среде.
Во-вторых, недобросовестные предприниматели, закупая в качестве сырья пищевой этиловый спирт без акциза, производят и выводят в гражданский оборот неподакцизную спиртосодержащую продукцию "двойного назначения" (косметические лосьоны, тоники, душистые воды, ополаскиватели для полости рта и прочее). Данная продукция, содержит в своем составе пищевой этиловый спирт (75-95%), упаковывается в малые емкости (до 100 гр.) с широким горлышком, укупоривается полимерным винтовым колпачком, часто с использованием средств индивидуализации, схожих по внешнему виду до степени смешения с алкогольной продукцией.
При этом, несмотря на действующий запрет 2 розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 28 процентов объема готовой продукции ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции (например для 0,5 л водки - 281 руб. 3), фактически, реализация спиртосодержащих товаров "двойного назначения" осуществляется по значительно более низким ценам, - около 100 рублей, в пересчете на 0,5 литра 40% раствора пищевого этилового спирта. Отзывы к подобным товарам на маркетплейсах содержат своеобразные комментарии потребителей ("вкусно", "спирт качественный" и т.д.).
В целях устранения условий, позволяющих недобросовестным участникам оборота обходить обязательные требования и наносить ущерб охраняемым законом публичным интересам, законопроектом предлагается следующее.
1. Предусмотреть обязательную маркировку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 10 процентов объема готовой продукции в соответствии с перечнем, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, средствами идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Дополнительно, организации осуществляющие производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции, а также индивидуальные предприниматели осуществляющие закупки и розничную продажу такой продукции, будут обязаны предоставлять сведения об объемах производства и оборота продукции в соответствующую государственную информационную систему, согласно правилам утвержденным Правительством Российской Федерации (с одновременным исключением действующей обязанности по формальному декларированию объема розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции) (изменения в статьи 11,12,14, 20, 25 и 26 171-ФЗ).
2. В дополнение к действующему запрету на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции ниже цены, по которой осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, установить также запрет на закупку (за исключением импорта), а также на поставки (за исключением экспорта) такой продукции по ценам ниже соответствующих цен закупки (поставки) алкогольной продукции (изменения в абз.5 п. 1 статьи 11, п. 3.2 статьи 20 171-ФЗ).
3. Установить ограничение для обособленных подразделений организаций на совмещение деятельности по производству спиртосодержащей непищевой продукции с деятельностью по производству алкогольной продукции (изменения в п. 2.3 статьи 11 171-ФЗ).
Совокупность предлагаемых законодательных мер позволит исключить возможности злоупотреблений, связанных с производством и оборотом спиртосодержащей непищевой продукцией и не скажется на розничных ценах находящейся в гражданском обороте спиртосодержащей непищевой продукции, используемой в косметических и хозяйственно-бытовых целях.
------------------------------
1 Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2466 "О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"
2 Постановление Правительства РФ от 10.12.2018 N 1505 "Об ограничении условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции"
3 Приказ Минфина России от 07.10.2020 N 235н "Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов"
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении Потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта, федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и Спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.