Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 625427-8 "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях оказания гражданам финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
По данным Росстата общая сумма долгов населения за жилищно-коммунальные услуги в 2023 году рекордно выросла на 8,7% и достигла 833,5 млрд рублей. Растущие неплатежи бьют по деятельности предприятий ЖКХ и негативно сказываются на состоянии отрасли в целом.
Рост долгов объясняется тем, что ежегодное повышение тарифов на коммунальные услуги не учитывает динамики доходов населения. В таких условиях у малоимущих семей зачастую нет возможности заплатить за жилищно-коммунальные услуги.
Полагаем, что в нынешней ситуации стоит пересмотреть подходы к адресному предоставлению субсидий на жилищно-коммунальные услуги. Необходимо расширить группы лиц, которые могут получать субсидии, а также пересмотреть для них порог доходности семьи, позволяющий обращаться за такой помощью.
Согласно статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, то граждане имеют право на получение субсидии. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них установленной в судебном порядке задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно частям 8 и 11 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации, а установленные органами местного самоуправления стандарты и максимально допустимая доля расходов, улучшающие положение граждан, финансируются за счет средств местного бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации размер максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливается субъектом Российской Федерации.
В целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22%.
Установление субъектом Российской Федерации регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи ниже аналогичного федерального стандарта зависит от финансовой обеспеченности бюджета субъекта Российской Федерации.
Обеспеченные субъекты Российской Федерации (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Уфа и др.) имеют возможность снижения порога оплаты жилищно-коммунальных услуг, однако, в большинстве субъектов Российской Федерации максимально допустимая доля расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг составляет 22%.
При этом создается парадоксальная ситуация, когда в дотационных регионах с низким уровнем жизни расходы граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг выше, чем в регионах с более высоким уровнем жизни. Например, в Москве, региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи установлен в размере 10%, а в соседней Московской области такой региональный стандарт установлен в размере 22%.
Следует отметить, что в некоторых субъектах РФ (Краснодарский край, Пермский край) в целях оказания финансовой помощи одиноким пенсионерам и многодетным семьям по оплате жилищно-коммунальных услуг максимально допустимую долю их расходов установили ниже, чем для всех остальных граждан.
Полагаем, что для поддержки указанных категорий граждан на территории всей страны федеральный стандарт максимально допустимой доли их расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следует установить в пониженном размере.
С учетом изложенного законопроектом предлагается внести изменение в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, дополнив ее новой частью 1.1, предусматривающей установление федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов одиноких пенсионеров и многодетных семей на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 10%, а для всех остальных граждан - в размере 15%.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит устанавливать в субъектах Российской Федерации региональный стандарт максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг для одиноких пенсионеров и многодетных семей не выше 10%, а для других граждан - не выше 15%, то есть позволит большему числу граждан получать помощь по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, снизит количество неплательщиков жилищно-коммунальных услуг.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации", предусматривающего снижение размера федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, потребует с 2025 года выделения дополнительных средств федерального бюджета в связи с увеличением размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг большему количеству малообеспеченных граждан.
Указанные дополнительные средства федерального бюджета необходимо предусмотреть при подготовке проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.