Предметом законодательного регулирования проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 15.5 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) являются отношения, связанные с проведением кредитными организациями идентификации клиентов - физических лиц при открытии счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ).
Целью законопроекта является повышение доступности финансовых услуг для физических лиц, приобретающих жилье в новостройках, и стимулирование продаж жилья, реализуемого застройщиками по договорам участия в долевом строительстве, в связи с чем предлагается в ряде случаев предусмотреть возможность открытия счетов эскроу без личного присутствия физического лица.
В соответствии с абзацем третьим пункта 5 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) кредитным организациям по общему правилу запрещается открывать счета (вклады) клиентам без личного присутствия физического лица, открывающего счет (вклад), либо представителя клиента, за исключением случаев, прямо предусмотренных указанным законом. Предусмотренные Федеральным законом N 115-ФЗ случаи, при которых не действует запрет на открытие счета (вклада) без личного присутствия клиента - физического лица, не распространяются на открытие счетов эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве.
В связи с этим на практике потенциальные покупатели, приобретающие жилье за счет кредитных средств, сталкиваются с определенными трудностями, связанными с необходимостью обращения, как правило, в два разных банка: первый - предоставивший целевой кредит застройщику и в котором с учетом требований части 1.1 статьи 15.4 Федерального закона N 214-ФЗ требуется открытие счета эскроу, второй - в котором физическое лицо получает ипотечный кредит. Таким образом, если в регионе строительства объекта недвижимости отсутствуют подразделения банка, который финансирует строительство, то гражданин несет существенные транспортные расходы (в том числе в случае приобретения жилья в регионе, отличном от места проживания) либо вынужден отказаться от приобретения жилья. В результате для застройщиков усложняется процесс реализации жилых помещений в новостройках, что также сказывается на размере процентных ставок при проектном финансировании, которые зависят в том числе от наполняемости счетов эскроу денежными средствами участников долевого строительства.
Законопроектом предлагается не применять предусмотренный Федеральным законом N 115-ФЗ запрет на открытие счетов эскроу без личного присутствия в случае проведения идентификации клиента - физического лица и подтверждения достоверности сведений следующими способами:
с использованием информации из информационных систем органов государственной власти, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и (или) государственной информационной системы, определенной Правительством Российской Федерации;
с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме.
При этом условием открытия счета эскроу после прохождения идентификации клиента - физического лица является обязательность подписания вышеуказанным физическим лицом заявления об открытии счета эскроу и (или) договора счета эскроу усиленной квалифицированной электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Также в целях исключения возможных противоречий представляется целесообразным прямо указать в части 3 статьи 15.5 Федерального закона N 214-ФЗ, что простой электронной подписью с использованием систем дистанционного банковского обслуживания уполномоченного банка в соответствии с банковскими правилами можно воспользоваться в случае если клиент идентифицирован уполномоченным банком при личном присутствии в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ.
Принятие законопроекта позволит физическим лицам открывать счета эскроу в банках дистанционно и тем самым упростит процесс приобретения объектов недвижимости, а также будет способствовать развитию жилищной сферы.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 15.5 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 15.5 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 15.5 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 15.5 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.