Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) в соответствии с решением Совета Государственной Думы от 24 января 2024 г. (протокол N 148, пункт 30) рассмотрел в пределах вопросов своего ведения проект федерального закона N 509211-8 "О внесении изменений в статьи 14.9-1 и 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении норм, связанных с ответственностью за нарушение порядка осуществления процедур в сферах строительства), внесенный Сенаторами Российской Федерации А.В. Яцкиным, А.А. Клишасом, А.А. Шевченко, И.В. Рукавишниковой; Депутатами Государственной Думы Д.В. Бессарабовым, И.А. Панькиной, В.В. Пинским, Н.Г. Брыкиным, А.П. Тетердинко (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В соответствие с пояснительной запиской изменения в КоАП РФ вносятся в целях приведения наименования статьи 14.9.1 КоАП РФ, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, а также отдельных положений статьи 28.1 КоАП РФ в соответствие с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) в связи с признанием утратившими силу с 1 сентября 2021 года положений части 2 статьи 6 ГрК РФ, ранее наделявшей Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению:
исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства с учетом особенностей осуществления градостроительной деятельности на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований,
порядка внесения изменений в данные перечни,
порядка ведения реестра описаний процедур, указанных в данных перечнях.
В этой связи предлагается изменить состав административного правонарушения, установленный частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ, предусмотрев административную ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления либо иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг (далее - уполномоченные органы), при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных ГрК РФ (далее - мероприятия при реализации проекта по строительству), обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством, и которые выражены в:
- нарушении уполномоченными лицами "сроков осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству";
- предъявлении уполномоченными лицами "требований осуществить мероприятия при реализации проекта по строительству, не предусмотренные ГрК РФ и (или) получить документы, сведения, материалы, согласования, не включенные в предусмотренный законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности реестр документов, сведений, материалов, согласований, необходимых для реализации проекта по строительству";
- за незаконный отказ уполномоченного лица "в приеме документов, заявлений";
- за предъявление к лицу, подавшему жалобу, документам и информации "требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае осуществления мероприятий по реализации проекта по строительству".
Поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.9.1 КоАП РФ (в предлагаемой редакции), будет являться "принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения порядка осуществления уполномоченными органами мероприятий при реализации проекта по строительству".
Вместе с тем перечень мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства (далее - Перечень мероприятий), и стадии (этапы) реализации таких проектов предусмотрены статьей 5.2 ГрК РФ, посредством которых может быть реализован любой инвестиционный проект, не является обязательным. Кроме того указанный перечень мероприятий не содержит императивных требований к должностным лицам уполномоченных органов (за исключением частей 9.1 и 10 указанной статьи), обжалование которых предусмотрено антимонопольным законодательством.
Отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 5.2 ГрК РФ субъектный состав лиц, участвующих в реализации проектов по строительству объектов капитального строительства (застройщик, технический заказчик, федеральный орган исполнительной власти, исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления и (или) иные организациями), также отличен от субъектного состава лиц, определенных в статье 14.9.1 КоАП РФ.
По мнению Комитета, поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 14.9.1 КоАП РФ (в предлагаемой редакции), могут являться исключительно факты нарушения порядка осуществления уполномоченными органами того или иного мероприятия при реализации проекта по строительству, если участие уполномоченных органов в реализации таких мероприятий в соответствии с антимонопольным законодательством является обязательным для реализации проекта по строительству, предусматривающей такое участие.
В этой связи, повод к возбуждению дел об административных правонарушений по статье 14.9.1 КоАП РФ (в предлагаемой редакции) требует уточнения.
Вместе с тем, статья 18.1 Федеральный закон N 135-ФЗ предусматривает, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на акты и (или) действия (бездействие) уполномоченных органов при осуществлении в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусмотренных статьей 5.2 ГрК РФ, без указания случаев при которых участие уполномоченных органов в реализации таких мероприятий в соответствии с антимонопольным законодательством является обязательным для реализации проекта по строительству, предусматривающей такое участие.
С учетом изложенного, Комитет полагает, что изменение состава административного правонарушения, установленного частью 1 статьи 14.9.1 КоАП РФ, возможно после внесения изменений в статью 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ, уточняющих указанные выше случаи.
Также целесообразно принять во внимание, что в отношении застройщиков, технических заказчиков иных лиц осуществляющих строительство, не исполняющих мероприятия, предусмотренные пунктами 2, 3, 8, 10 части 6 и части 8 статьи 5.2 ГрК РФ, КоАП РФ предусмотрены составы административных правонарушений, установленные в статьях 9.4 и 9.5 КоАП РФ. Соответственно, при нарушении такими лицам указанных выше положений ГрК РФ основанием для возбуждения дела об административном правонарушении являются положения статей 9.4 и 9.5 КоАП РФ независимо от процедуры, по которой была рассмотрена та или иная жалоба на их действия.
Председатель Комитета |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.