Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 5.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума вне агитационного периода, установленного законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 тыс. до 20 тыс. рублей; на должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.
Также статьей 5.12 Кодекса предусмотрена административная ответственность за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах. За совершение названных правонарушений установлены следующие максимальные размеры штрафов: для граждан - 20 тыс. рублей; для должностных лиц - 50 тыс. рублей; для юридических лиц - 500 тыс. рублей.
Авторами законопроекта предлагается существенное снижение установленных размеров штрафов.
Рассмотрев представленную законодательную инициативу, Комитет считает необходимым отметить следующее.
Действующие в настоящее время размеры штрафных санкций, предусмотренные статьями 5.10 и 5.12 Кодекса, были установлены Федеральным законом от 9 марта 2021 года N 37-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и вступили в силу 20 марта 2021 года.
При этом следует отметить, что столь существенное повышение штрафов было обусловлено тем, что осуществление предвыборной агитации оказывает значительное влияние на структуру и динамику формирования предпочтений избирателей, имеет особую значимость для проведения свободных, справедливых выборов, и, безусловно, является одной из ведущих стадий избирательного процесса.
Учитывая, что административный штраф является действенным и эффективным способом борьбы с административными правонарушениями, в том числе в области избирательного законодательства, то установленные меры ответственности в статьях 5.10 и 5.12 Кодекса соответствуют требованию адекватности в соотношении степени воздействия правовых средств на обозначенные общественные отношения и той социально значимой цели, на достижение которой они направлены.
Таким образом, данные размеры штрафа представляются соответствующими масштабу возможных последствий указанных правонарушений.
Следует также отметить, что приведенная в пояснительной записке к законопроекту аргументация о необходимости принятия проектируемых норм является недостаточной. В частности, отсутствуют объективно требуемые статистические данные, свидетельствующие о снижении количества правонарушений в рассматриваемой сфере правовых отношений либо об избыточности действующего правового регулирования на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, проектируемые санкции могут создать менее эффективную (чем действующая) административно-процессуальную поддержку для обеспечения надлежащего применения положений законодательства о выборах и референдумах.
Полагаем, что столь существенное снижение размера административного штрафа не будет способствовать достижению целей административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 Кодекса).
Таким образом, Комитет не поддерживает концепцию законопроекта, и полагает необоснованным смягчение административной ответственности за нарушения в таких важных сферах как избирательные права граждан.
Обращаем также внимание на то, что необходимо уточнить наименование законопроекта. В остальном внесенный проект федерального закона соответствует Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов.
На основании изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 45644-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части назначения штрафов за правонарушения в сфере предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума)".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.