Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства от 28 февраля 2024 г. N 3.6-5/103
(восьмого созыва)
по проекту федерального закона N 502777-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (в части изменения порядка приобретения права на страховое обеспечение лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством),
внесенному депутатами Государственной Думы Л.Э. Слуцким, С.Д. Леоновым, Я.Е. Ниловым, Б.А. Чернышовым, В.А. Кошелевым, С.А. Наумовым, К.М. Панешем, А.Н. Свистуновым, В.В. Сипягиным, И.К. Сухаревым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", предусматривающее приобретение лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, права на получение страхового обеспечения при условии уплаты страховых взносов в установленном размере за календарный год, в котором наступил страховой случай.
Предлагаемое изменение касается адвокатов, индивидуальных предпринимателей, членов крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями (нотариусов, занимающихся частной практикой, иных лиц, занимающихся частной практикой), членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию.
В настоящее время указанные выше лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
Иными словами, сейчас указанные лица вправе рассчитывать на страховое возмещение, только если уже уплатили взносы за прошедший год.
Авторами предлагается предоставить возмещение уже в тот год, когда взносы только начали уплачиваться.
В этой связи следует отметить, что согласно статье 1.2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая.
При этом, средства обязательного социального страхования - это денежные средства, формируемые за счет уплаты страхователями страховых взносов на обязательное социальное страхование, находящиеся в оперативном управлении страховщика.
Таким образом, работа указанной системы основана на формировании "оперативного фонда" денежных средств, который создается в течение предшествующего года и расходуется в следующем году. Нарушение работы указанного "оперативного фонда" может привести к его "банкротству" и невозможности выплат застрахованным лицам в полном объеме.
Именно в связи с этим, в пункте 7 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ установлено, что в случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, правоотношения по обязательному социальному страхованию считаются прекратившимися.
Таким образом, по мнению Комитета, предлагаемое изменение не только противоречит действующей концепции Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ, но и предлагает оплачивать страховые случаи указанных лиц за счет иных добросовестных страховщиков.
В этой связи, Комитет полагает, что принятие законопроекта может подвергнуть угрозе другие категории нуждающихся, в том числе, подлежащих социальному обеспечению в связи с материнством.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства предлагает учесть указанные замечания при дальнейшей работе над законопроектом.
С уважением,
Председатель Комитета |
Н.А. Останина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.