Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается установить единовременное пособие для женщин, родивших ребенка до 25 лет.
Поддержка материнства и детства является одной из приоритетных задач проводимой в Российской Федерации государственной социальной и демографической политики.
Соответствующие меры реализуются системно и комплексно и в достаточной степени урегулированы законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 2007 года реализуется программа материнского (семейного) капитала. Сертификат на материнский (семейный) капитал с 2020 года предоставляется семьям, в которых родились первые дети. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно индексируется в соответствии с уровнем инфляции.
Следует отметить, что в Российской Федерации создана целостная система мер социальной поддержки семей с детьми, которая включает в себя пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет, а также единое пособие.
Единое пособие предоставляется исходя из соблюдения принципа адресности и применения критерия нуждаемости женщинам, вставшим на учет в медицинские организации в ранние сроки беременности, а также семьям с детьми от 0 до 17 лет. Размер единого пособия составляет 50%, 75% или 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Следует также отметить, что семьи с доходом ниже двукратной величины прожиточного минимума могут оформить ежемесячную выплату за счет средств материнского (семейного) капитала на каждого ребенка, не достигшего возраста трех лет, в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации. Органы государственной власти субъекта Российской Федерации также вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.
Необходимо отметить, что установление единовременной выплаты исключительно женщинам, родившим ребенка до достижения возраста 25 лет, вне зависимости от материального положения не соответствует принципу адресности мер государственной социальной поддержки. Кроме того, предлагаемое возрастное ограничение для получателей указанного пособия не согласуется с возрастными категориями, определяемыми Федеральным законом "О молодежной политике в Российской Федерации" в качестве получателей соответствующих мер поддержки. Также в представленных совместно с законопроектом материалах отсутствует обоснование суммы предлагаемого единовременного пособия.
Принятие федерального закона и его реализация потребуют выделения из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований, при этом в нарушение требования статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств в законопроекте не определены.
На основании изложенного законопроект требует существенной доработки.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2024 г. N ДГ-П45-10891 "Заключение на проект федерального закона N 631481-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы С.Д. Леоновым"
Опубликование:
-