Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 161570-8 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 161570-8 "О внесении изменения в статью 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, И.И. Мельниковым, В.И. Кашиным, Н.В. Коломейцевым и другими, Комитет отмечает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), которыми предлагается наделить инвалидов I и II групп, занимающих жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, и состоящих (состоявших) на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также возвративших ранее приватизированные ими жилые помещения в государственный или муниципальный жилищный фонд (квартиры, комнаты, индивидуальные жилые дома), правом выкупа жилья по рыночной стоимости за вычетом из его стоимости 18 квадратных метров жилья, оцененного исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона N 181-ФЗ установлено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ, согласно которым объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии c жилищным законодательством Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно пояснительной записке к законопроекту инвалидам I и II групп предлагается предоставить право при выкупе жилья государственного или муниципального жилищного фонда на использование меры социальной поддержки, предусмотренной статьей 28.2 Федерального закона N 181-ФЗ в виде денежной выплаты стоимости 18 квадратных метров жилья по средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
Однако, исходя из буквального смысла вносимого законопроектом дополнения в статью 17 Федерального закона N 181-ФЗ, предлагается наделить вышеуказанные категории граждан не правом использования соответствующей денежной выплаты, а правом выкупа жилья по рыночной стоимости за вычетом из его стоимости 18 квадратных метров жилья, оцененного исходя из средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить норму о праве выкупа по рыночной стоимости жилых помещений государственного или муниципального жилого фонда, занимаемых гражданами из числа инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по договорам социального найма, только для инвалидов I и II группы.
Однако каких-либо обоснований такого избирательного подхода в пояснительной записке к законопроекту не приводится.
Дополнительно следует отметить, что Комитет согласен с позицией Правительства Российской Федерации, изложенной в заключении Правительства Российской Федерации на законопроект, в котором, в том числе, отмечается, что в соответствии с положениями статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества, в связи с чем правоотношения, касающиеся выкупа жилых помещений, не могут быть урегулированы Федеральным законом N 181-ФЗ.
В Комитет на рассматриваемый законопроект поступили заключения комитета - соисполнителя, Правового Управления Аппарата Государственной Думы, Счетной палаты Российской Федерации, отзыв Комитета Совета Федерации по социальной политике, а также отзывы от органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (комитет - соисполнитель) сообщает, что концептуально поддерживает законопроект. При этом в заключении комитета-исполнителя на законопроект отмечается, что реализация законопроекта потребует финансового обеспечения, в связи с чем, высказывается мнение, что дальнейшее его рассмотрение необходимо осуществлять с учетом позиции Правительства Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике не поддерживает концепцию законопроекта. В отзыве данного Комитета на законопроект отмечается, что авторами законопроекта не обосновывается необходимость введения предлагаемой новации. По мнению Комитета, принятие законопроекта не решит проблему с очередностью в обеспечении жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеется.
Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Счетная палата Российской Федерации также не поддерживает законопроект. В заключении Счетной палаты Российской Федерации на законопроект высказывается сомнение относительно обоснованности решения вопроса обеспечения жильем инвалидов I и II групп предлагаемым законопроектом способом.
Обращается также внимание, что по результатам экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты Российской Федерации "Анализ реализации в 2018 - 2019 годах мер по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-Ф3 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Счетная палата Российской Федерации отмечала недостаточность выделяемых финансовых ресурсов из федерального бюджета на осуществление полномочий по обеспечению жильем инвалидов.
Вместе с тем, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, принятие законопроекта приведет к сокращению количества жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, относящихся к жилищному фонду социального использования, что, в свою очередь, повлечет снижение возможностей органов публичной власти по обеспечению жильем малоимущих и иных нуждающихся в жилых помещениях граждан.
Кроме того, учитывая, что значительная часть инвалидов I и II групп в силу имеющихся у них заболеваний являются нетрудоспособными, а также тот факт, что после 1 января 2005 года они должны быть признаны малоимущими, высказывается сомнение о наличии у рассматриваемой категории граждан финансовой возможности для выкупа в собственность жилого помещения, занимаемого ими на основе договора социального найма, и, соответственно, востребованность предлагаемой законопроектом меры социальной поддержки.
По результатам рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации получены положительные отзывы от органов государственной власти 1 субъекта Российской Федерации, отрицательные отзывы - от органов государственной власти 5 субъектов Российской Федерации, органы государственной власти 2 субъектов Российской Федерации воздержались от высказывания однозначной позиции по законопроекту, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, руководствуясь пунктом "а" части шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы, предлагает авторам законопроекта изменить текст законопроекта до его принятия в первом чтении с учетом поступивших замечаний и предложений и направить его на имя Председателя Государственной Думы.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.