Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 416177-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Даванковым, О.Ю. Леоновым, А.М. Хамитовым (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается определить в Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) новые понятия "зеленые насаждения", "компенсационное озеленение", "повреждение зеленых насаждений", "уничтожение зеленых насаждений". Также предлагается установить обязанность субъектов Российской Федерации принимать законодательные акты о компенсационном озеленении.
Комитет поддерживает инициативы, направленные на совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды в части повышения качества жизни граждан, проживающих в населенных пунктах. В то же время, полагаем, что рассматриваемый законопроект не решает поставленных задач.
К рассматриваемому законопроекту имеются следующие концептуальные замечания.
Комитет обращает внимание на уже существующий механизм компенсационного озеленения, который применяется во многих субъектах Российской Федерации.
Так, в соответствии с положениями статьи 77 Федерального закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В свою очередь, вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков.
Согласно пункту 1 статьи 78 Федерального закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Таким образом, возможность компенсации вреда окружающей среде уже содержится в федеральном законодательстве и используется в правоприменительной практике.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Так, в ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные законы в сфере охраны окружающей среды, которые, в том числе, предусматривают положения о компенсационном озеленении, например, Закон г. Москвы от 05.05.1999 г. N 17 "О защите зеленых насаждений", Закон Санкт-Петербурга от 28.06.2010 г. N 396-88 "О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурге", Закон Московской области от 30.12.2014 г. N 191/2014-ОЗ "О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области", Закон Республики Бурятия от 05.05.2011 г. N 1997-IV "Об охране зеленых насаждений в населенных пунктах Республики Бурятия", Закон Алтайского края от 08.09.2003 г. N 41-ЗС "Об охране зеленых насаждений в Алтайском крае", Закон Нижегородской области от 07.09.2007 N 110-З "Об охране озелененных территорий Нижегородской области", Закон Калининградской области от 21.12.2006 г. N 100 "Об охране зеленых насаждений" и другие законодательные акты.
В этой связи, считаем избыточным установление единых обязательных понятий и требований к компенсационному озеленению и благоустройству территорий субъектов Российской Федерации в федеральном законодательстве. В этом вопросе требуется индивидуальный подход с учетом культурных, климатических и иных особенностей субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в федеральном законодательстве уже закреплены правовые основания для регулирования субъектами Российской Федерации вопросов проведения компенсационного озеленения населенных пунктов.
В то же время, полагаем правильным уделять особое внимание правоприменительной практике в субъектах Российской Федерации по вопросам возмещения вреда окружающей среде, а также повышению экологической культуры и экологического просвещения граждан и организаций.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 416177-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды", внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Даванковым, О.Ю. Леоновым, А.М. Хамитовым.
Председатель Комитета |
Д.Н. Кобылкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.