Досье на проект федерального закона
В условиях глобального цивилизационного и ценностного кризиса особую актуальность приобретают вопросы защиты исконных основ социальных взаимосвязей. К ним относятся традиционные российские духовно-нравственные ценности, которые определены в . качестве нравственных мировоззренческих ориентиров, сформированных поколениями многонационального народа и проявляющихся в духовной, исторической и культурной общероссийской идентичности.
Основным документом, в котором раскрывается стратегия защиты духовно-нравственных ценностей в современных условиях, является Указ Президента Российской Федерации об основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В качестве средств реализации защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей обозначены:
- воспитание, образование и взаимодействие с молодежью (обеспечение уважения к традиционным российским духовно-нравственным ценностям);
- культура и наука с опорой на традиционные российские духовно-нравственные ценности и исторический опыт Российской Федерации (размещение заказа на исследовательскую, литературную, информационную деятельность по популяризации данных ценностей);
- межнациональные и межрелигиозные отношения (укрепление согласия в этих отношениях на основе объединяющей роли традиционных российских духовно-нравственных ценностей);
- средства массовой информации (коммуникации) (корректировка информационных отношений с учетом приоритета традиционных российских духовно-нравственных ценностей и усиления их роли в общественном сознании).
По своему характеру перечисленные средства сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей являются культурно-просветительскими.
На сегодняшний день Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) является основным нормативным правовым актом, устанавливающим основы правового регулирования просветительской деятельности в Российской Федерации в целом.
В соответствии с пунктом 35 статьи 2 Федерального закона об образовании просветительская деятельность направлена, по определению, на формирование ценностных установок. Однако, такие ценностные установки, формирующие мировоззрение личности, в статье 12.2 Федерального закона об образовании не обозначены.
Законопроектом предлагается восполнить данный пробел и в качестве ценностных установок определить традиционные российские духовно-нравственные ценности.
В связи с этим, предлагается дополнить статью 12.2 Федерального закона об образовании нормой, согласно которой просветительская деятельность должна осуществляться на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, представляющих нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан Российской Федерации, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного и образовательного пространства Российской Федерации, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Законопроект является актуальным, поскольку просветительская деятельность представляет собой механизм решения проблем в общественной сфере, имеющий значительные перспективы и огромный потенциал, востребованный в новых условиях в связи с резко обострившейся геополитической обстановкой.
Принятие законопроекта будет способствовать созданию единого культурного и образовательного пространства Российской Федерации и гармонизации российского общества на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 12.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 12.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 12.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 12.2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.