Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по малому и среднему предпринимательству
на проект федерального закона N 251963-8 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"
(о досрочном прекращении полномочий уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации)
внесен Законодательным Собранием города Севастополя
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 251963-8 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Законодательным Собранием города Севастополя, Комитет Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству (далее - Комитет) отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в порядок досрочного прекращения полномочий уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации (далее - уполномоченный в субъекте Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 78-ФЗ) законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного в субъекте Российской Федерации, которая является государственной должностью субъекта Российской Федерации.
На сегодняшний день институт уполномоченного в субъекте Российской Федерации функционирует в 86 субъектах Российской Федерации (в настоящее время разрабатываются соответствующие региональные законы в Луганской Народной Республике и Запорожской области).
В силу части 6 статьи 9 Федерального закона N 78-ФЗ досрочное прекращение полномочий уполномоченного в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по представлению Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - федеральный уполномоченный) либо с его согласия.
Законопроектом предлагается закрепить случаи, когда согласие федерального уполномоченного на отставку уполномоченного в субъекте Российской Федерации не требуется:
1) по собственному желанию;
2) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или объявления его умершим;
3) вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;
4) в случае смерти.
Указанные случаи прекращения полномочий, за исключением отставки по собственному желанию, являются особыми обстоятельствами, которые не позволяют лицу замещать должность уполномоченного в субъекте Российской Федерации вне зависимости от наличия или отсутствия согласия федерального уполномоченного.
Комитет полагает, что проектируемое регулирование является целесообразным и будет способствовать более эффективному функционированию института уполномоченного по защите прав предпринимателей, что положительным образом скажется на состоянии защищенности бизнеса, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.
Однако Комитет отмечает, что ко второму чтению также необходимо проработать следующие вопросы:
о дополнении перечня оснований, по которым не требуется согласие федерального уполномоченного, случаем, когда лицо, замещающее должность уполномоченного в субъекте Российской Федерации, выезжает на постоянное место жительства на территорию иностранного государства, приобретает гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
о порядке уведомления федерального уполномоченного о досрочном прекращении полномочий уполномоченного в субъекте Российской Федерации, когда согласия первого не требовалось;
о возможности обращения федерального уполномоченного на внесение представления о досрочном прекращении полномочий уполномоченного в субъекте Российской Федерации в рассматриваемых случаях, поскольку такое представление может быть вынесено ранее принятия субъектом Российской Федерации соответствующего решения.
С учетом вышеизложенного Комитет поддерживает концепцию законопроекта, поскольку реализация проектируемых положений позволит сократить период времени, в течение которого после досрочного прекращения полномочий (отставки) уполномоченного в субъекте Российской Федерации такая должность не замещается, а полномочия фактически не исполняются.
Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 251963-8 "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации", внесенный Законодательным Собранием города Севастополя.
Председатель комитета |
А.В. Дёмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.