Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях приведения положений федеральных законов от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О. порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ) и от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) в соответствие с нормами Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 138-ФЗ).
В связи с тем, что положениями Федерального закона N 138-ФЗ процедура признания иностранных граждан носителями русского языка не предусмотрена, законопроектом предлагается признать утратившими силу положения федеральных законов N 114-ФЗ и N 115-ФЗ, предусматривающие отдельные преференции для указанной категории иностранных граждан.
Следует отметить, что за период 2015 - 2023 годов с заявлением о признании носителем русского языка в территориальные органы МВД России обратилось более 209 тыс. иностранных граждан. Вид на жительство в связи с признанием носителем русского языка получили около 49 тыс. иностранных граждан. В российское гражданство в соответствии с частью второй.1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 62-ФЗ) за указанный период принято более 161 тыс. иностранных граждан. Анализ данных показателей свидетельствует, что более 70% соискателей российского гражданства из числа носителей русского языка получали вид на жительство по иным основаниям, предусмотренным статьей 8 Федерального закона N 115-ФЗ.
Вместе с тем для лиц, имеющих родственников по прямой восходящей линии, постоянно проживавших на территории, относившейся к Российской империи или СССР (в пределах государственной границы Российской Федерации), то есть потенциальных носителей русского языка "по принципу крови", в Федеральном законе N 138-ФЗ сохраняется право на упрощенное приобретение гражданства Российской Федерации.
Для данной категории иностранных граждан предлагается предусмотреть упрощенный порядок выдачи вида на жительство.
В связи с упразднением процедуры признания иностранных граждан носителями русского языка, и исключением возможности на основании решения комиссии о признании иностранного гражданина носителем русского языка обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, вносятся изменения в Федеральный закон N 114-ФЗ, касающиеся исключения положений о выдаче визы на въезд в Российскую Федерацию в целях приема в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона N 62-ФЗ.
Согласно положениям Федерального закона N 138-ФЗ к категориям лиц, имеющих право на упрощенное приобретение российского гражданства не отнесены квалифицированные специалисты, так как его концепция не предполагает предоставления гражданства Российской Федерации на основании формальных критериев, не учитывающих наличия реальной связи лица, претендующего на приобретение российского гражданства, с Российской Федерацией.
В этой связи для иностранных квалифицированных специалистов предлагается сохранить преференцию по упрощенному получению вида на жительство без оформления разрешения на временное проживания, предусмотрев для такой категории увеличение срока осуществления трудовой деятельности с шести месяцев до года по определенной профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) до дня обращения с заявлением о выдаче вида на жительство.
В целях развития положений Федерального закона N 138-ФЗ предлагается дополнить Федеральный закон N 115-ФЗ нормами, регламентирующими правовое положение лиц, гражданство Российской Федерации которых прекращено.
Так, лицам, находящимся на территории Российской Федерации, гражданство Российской Федерации которых прекращено по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части 1 статьи 22 Федерального закона N 138-ФЗ (в случае добровольного волеизъявления гражданина Российской Федерации или по иным основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации, предоставляющим возможность сохранить или изменить гражданство), предлагается выдавать вид на жительство в упрощенном порядке.
Для данной категории лиц устанавливается 90-дневный срок, в течение которого они вправе временно пребывать на территории Российской Федерации со дня уведомления о принятом решении о прекращении гражданства Российской Федерации, за исключением случаев продления в установленном порядке срока временного пребывания.
Вместе с тем лица, находящиеся на территории Российской Федерации, гражданство Российской Федерации которых прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 22 Федерального закона N 138-ФЗ (в случае установления факта представления лицом поддельных, подложных или недействительных документов либо сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых принималось решение о приеме в гражданство Российской Федерации или решение о признании гражданином Российской Федерации), могут временно пребывать на территории Российской Федерации не более пятнадцати календарных дней со дня уведомления о принятом решении о прекращении гражданства Российской Федерации, за исключением случая, если в пределах указанного срока в отношении таких лиц начата процедура установления личности в целях получения ими временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации либо принято заявление о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации. Кроме того, срок временного пребывания указанных лиц продлевается на период действия временных ограничений на выезд из Российской Федерации.
Законопроект дополнительно не регламентирует правовое положение лиц, гражданство Российской Федерации которых прекращено по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 22 Федерального закона N 138-ФЗ (в случае сообщения заведомо ложных сведений в отношении обязательства соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации, выразившееся в том числе в совершении преступления или действий, создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации), так как в отношении данной категории лиц в установленном порядке принимается решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона N 114-ФЗ такие лица: обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Принимая во внимание, что с принятием Федерального закона N 138-ФЗ Федеральный закон N 62-ФЗ утратил силу, в законопроекте предусмотрены переходные положения для лиц, у которых в соответствии с Федеральным законом N 62-ФЗ было прекращено гражданство Российской Федерации или в отношении которых отменено решение о приобретении гражданства Российской Федерации и которые находятся в Российской Федерации с неурегулированным правовым статусом. Такие лица вправе пребывать на территории Российской Федерации в течение пятнадцати календарных дней со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", либо на срок проведения процедуры установления личности в целях получения ими временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации либо рассмотрения заявления о выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо действия выданного временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо в течение пятнадцати дней со дня принятия решения об отказе в выдаче временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.
Для случаев, когда в отношении обозначенной категории лиц приняты решения о сокращении срока временного пребывания, о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, сохраняется обязанность выезда из Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные в настоящее время законодательством Российской Федерации, при отсутствии у них ограничений на выезд из Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не повлекут социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской деятельности, а также не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительным характер.
В законопроекте не предусматривается введение каких-либо административных и иных ограничений, а также возложение дополнительных обязанностей на субъекты предпринимательской и иной деятельности, способствующих увеличению их издержек.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" потребует:
1. Внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2001 г. N 335 "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы".
Предметом и содержанием правового регулирования является исключение положений о выдаче визы на въезд в Российскую Федерацию в целях приема в гражданство Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители: ФСБ России, МИД России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона во втором чтении.
2. Внесения изменений в Положение о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610.
Предметом и содержанием правового регулирования является корректировка полномочий Минтруда России в части утверждения перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Ответственный исполнитель указанных мероприятий - Минтруд России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона во втором чтении.
3. Внесения изменений в приказ МВД России от 22 ноября 2021 г. N 926 "Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации".
Предметом и содержанием правового регулирования является порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (пункт 4 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители: ФСБ России, МИД России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона во втором чтении.
4. Издания приказа Минтруда России "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на получение вида на жительство без получения разрешения на временное проживание".
Необходимость подготовки приказа Минтруда России обусловлена положениями подпункта "в" пункта 1 статьи 1 проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Предметом и содержанием правового регулирования является утверждение перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на получение вида на жительство без получения разрешения на временное проживание.
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители: МВД России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона во втором чтении.
5. Издания приказа МВД России "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации".
Необходимость подготовки нового приказа МВД России обусловлена потребностью приведения Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в соответствие с положениями проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Предметом и содержанием правового регулирования является порядок выдачи вида на жительство иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим право на его получение без оформления разрешения на временное проживание (абзац первый пункта 10 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители: Минтруд России, Минэкономразвития России, ФСБ России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона во втором чтении.
6. Издания приказа МВД России "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации".
Необходимость подготовки нового приказа МВД России обусловлена потребностью приведения Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации в соответствие с положениями проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Предметом и содержанием правового регулирования является порядок выдачи разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, имеющим право на получение вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание (подпункт 1 пункта 3 статьи 6, абзац первый пункта 10 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители: Минтруд России, Минэкономразвития России, ФСБ России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона во втором чтении.
7. Признания утратившим силу приказа Минтруда России от 15 мая 2023 г. N 460н "Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке".
Ответственный исполнитель - Минтруд России.
Соисполнители: МВД России, Минэкономразвития России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона во втором чтении.
8. Признания утратившим силу приказа МВД России от 8 июня 2020 г. N 407 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также форм отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - МВД России.
Соисполнители: Минтруд России, Минэкономразвития России, ФСБ России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона во втором чтении.
9. Признания утратившим силу приказа МВД России от 11 июня 2020 г. N 417 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства видана жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации".
Ответственный исполнитель МВД России.
Соисполнители: Минтруд России, Минэкономразвития России, ФСБ России.
Срок подготовки - в течение трех месяцев после принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона во втором чтении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.