Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях устранения сложившейся правовой неопределенности в понимании содержания термина "руководители организации" и недопущения заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации.
Проект федерального закона подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 г. N 59-П, согласно которому абзац восьмой части второй статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 1), 75 (часть 5) и 75.1, в той мере, в какой он в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование и, следовательно, возможность произвольного применения, допускает различный подход к решению вопроса о возможности заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, а также о правомерности увольнения такого работника в связи с истечением срока трудового договора.
В соответствии с абзацем восьмым части второй статьи 59 Кодекса по соглашению сторон срочный трудовой договор может заключаться с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В настоящее время понятие "руководителя организации" раскрывается в части первой статьи 273 Кодекса, под которым понимается физическое лицо, которое в соответствии с Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Вместе с тем Кодексом нормативная взаимосвязь абзаца восьмого части второй статьи 59 Кодекса с частью первой статьи 273 Кодекса, содержащей понятие "руководитель организации" не установлена, в связи с чем однозначное применение данного определения к лицам, указанным в абзаце восьмом части второй статьи 59 Кодекса, затруднительно.
Такое правовое регулирование допускает неоднозначное толкование понятия "руководители организаций", что приводит к различным подходам в решении вопроса о возможности заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации, и прямо противоположной судебной практике.
Проектом федерального закона предлагается внести изменение в абзац восьмой части второй статьи 59 Кодекса, установив нормативную взаимосвязь указанной нормы с частью первой статьи 273 Кодекса, раскрывающей понятие "руководитель организации". Законопроектом также предусматривается внесение соответствующих изменений в статьи 73, 81 и 275 Кодекса, предусматривающих разграничение статуса руководителя организации и руководителя отдельных структурных подразделений организации, а также регулирование вопросов заключения трудового договора с руководителем организации.
Кроме того, принимая во внимание, что на практике могут иметь место случаи, когда срок действия срочного трудового договора, заключенного с руководителем структурного подразделения организации до вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2023 г. N 59-П, выходит за рамки переходного периода, определённого Конституционным Судом Российской Федерации, проектом федерального закона также предлагается установить переходные положения.
Принятие проекта федерального закона позволит сформировать единый подход к истолкованию понятия "руководитель организации", а также обеспечить недопущение заключения срочного трудового договора с работником, замещающим должность руководителя структурного подразделения организации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов, аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности либо бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Принятие проекта федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации и не повлечет негативных социально - экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.