Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 1515 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2023 г. N 57-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 1252 и подпункта 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросом Суда по интеллектуальным правам (далее - Постановление).
Постановлением пункт 3 статьи 1252 и подпункт 2 пункта 4 статьи 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) признаны не соответствующими статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35, 55 (часть 3) и 75.1 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с другими положениями ГК РФ, при рассмотрении судом требования о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя в связи с размещением на товаре того же обозначения была взыскана компенсация за нарушение исключительного права на сходный до степени смешения товарный знак, рассчитанная в двукратном размере стоимости тех же товаров, не позволяют, в том числе при аффилированности таких правообладателей, снизить размер компенсации или отказать в ее взыскании.
Из взаимосвязанных положений пункта 3 статьи 1252 ГК РФ следует, что в случаях, предусмотренных ГК РФ, при нарушении исключительного права для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права; компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения; размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости; если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.
При этом в случае, если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных ГК РФ, но не может составлять менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.
Как установлено в подпункте 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ, правообладатель товарного знака вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации, в том числе в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак.
Верховный Суд Российской Федерации подчеркнул, что при заявлении требований о взыскании компенсации правообладатель вправе выбрать один из способов расчета суммы компенсации, указанных в том числе, в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 1515 ГК РФ, а также до вынесения судом решения изменить выбранный им способ расчета суммы компенсации, поскольку предмет и основания заявленного иска не изменяются (постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2019 г. N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Суд по своей инициативе не вправе изменять способ расчета суммы компенсации. При этом нарушение прав на каждый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации является самостоятельным основанием применения мер защиты интеллектуальных прав.
Одновременно Конституционным Судом Российской Федерации сделан вывод о необходимости внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из Постановления, в целях обеспечения баланса прав и законных интересов правообладателя и требования справедливости и соразмерности имущественной ответственности, налагаемой на нарушителя.
В целях реализации указания Конституционного Суда Российской Федерации законопроект предусматривает дополнение статьи 1515 ГК РФ новым подпунктом, согласно которому в определенных законом случаях суду с учетом конкретных обстоятельств дела предоставляется правомочие по снижению компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, если ранее по иску другого правообладателя с нарушителя была взыскная компенсация за нарушение исключительного права на товарный знак в двукратном размере стоимости тех же товаров, на которых незаконно размещено тождественное или сходное до степени смешения обозначение. Предусмотренные в законопроекте случаи, при которых допускаются снижение размера компенсации или отказ во взыскании компенсации, а также условия реализации судом указанных правомочий сформулированы с учетом правовых позиций, выраженных в Постановлении.
Таким образом, законопроект обеспечит соблюдение единообразного подхода к определению размера компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, рассчитанного исходя из двукратной стоимости контрафактного товара, а также будет способствовать обеспечению баланса охраняемых Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов.
Содержащийся в законопроекте подход к решению вопроса о реализации Постановления носит общий характер и может быть применен в отношении всех случаев, когда судом рассматривается требование о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на товарный знак, размер которой определен правообладателем в виде двукратной стоимости контрафактного товара.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1515 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 1515 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", не повлечет дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1515 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1515 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 1515 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 1515 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.