Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 639660-8 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) предлагается внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) следующие изменения.
Реализация послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
1. В соответствии с подпунктом "г" пункта 11 Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 марта 2024 г. N Пр-616 (далее - Перечень поручений) Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить списание двух третей задолженности субъектов Российской Федерации (по состоянию на 1 марта 2024 года) по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, при условии целевого направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций.
В целях реализации указанного поручения законопроектом предусматриваются изменения в статью 105 Бюджетного кодекса.
2. Во исполнение подпункта "д" пункта 11 Перечня поручений законопроектом предусматривается внесение в Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменений, предусматривающих право использования, начиная с 2025 года, субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) экономии средств, предоставляемых в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), на финансовое обеспечение реализации национальных проектов.
3. В связи с посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации разработан проект изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающий корректировку налоговой системы в части налога на доходы физических лиц, налога на прибыль, акцизов, ненефтегазового налога на добычу полезных ископаемых, упрощенной системы налогообложения и ряда других налогов.
В связи с необходимостью перенаправления части возникающих дополнительных доходов в федеральный бюджет в целях обеспечения реализации приоритетных задач, поставленных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, разработан ряд изменений в Бюджетный кодекс.
Законопроектом предусмотрено направление всех дополнительных доходов, возникших в связи с введением прогрессивной шкалы налоговой ставки (свыше 13 процентов), в доход федерального бюджета. В связи с этим выделены новые виды доходов (в том числе - в рамках инвестиционных доходов) с указанием нормативов распределения.
Повышение ставок по налогу на добычу полезных ископаемых на калийные соли, железную руду, апатит-нефелиновые, апатитовые и фосфоритовые руды приведет к росту поступлений в федеральный и региональный бюджеты. В настоящее время норматив распределения по указанным видам налога на добычу полезных ископаемых составляет 83 процента в федеральный бюджет и 17 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации. В целях компенсации возможных выпадающих доходов регионов по налогу на прибыль организаций норматив зачислений в федеральный и бюджеты субъектов Российской Федерации предлагается оставить без изменений.
Аналогичный норматив (83 процента в федеральный бюджет и 17 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации) распределения предлагается предусмотреть для вводимого акциза на природный газ, полученный для производства аммиака, что также позволит избежать возможного снижения поступлений налога на прибыль организаций в региональные бюджеты.
В части акцизов на никотиновое сырье и бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания предлагается зачисление в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов, аналогично действующим нормативам от уплаты акцизов на все виды табачной продукции.
В части акцизов на фармацевтическую субстанцию спирта этилового предлагается зачисление в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов; так как данный акциз вводится в рамках борьбы с теневым сектором экономики и предполагает в том числе предоставление вычетов в случае использования полученной фармацевтической субстанции спирта этилового для производства лекарственных средств.
Межбюджетные отношения
4. В целях недопущения нарушения ограничения, предусмотренного пунктом 5 статьи 107 Бюджетного кодекса по объему муниципального долга законопроектом предлагается продлить до 1 января 2027 г. возможность превышения такого ограничения для муниципальных образований, на территориях которых проводились международные спортивные соревнования, решения о проведении которых приняты Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в отчетном году не превышала 5 процентов объема собственных доходов местных бюджетов, у которых объем муниципального долга на 1 января 2017 года составил более 100 процентов объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
5. В целях расширения механизма списания задолженности субъектов Российской Федерации по реструктурированным бюджетным кредитам, предлагается к действующему механизму списания задолженности в объеме поступления в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов предусмотреть возможность учета страховых взносов, поступающих в бюджеты государственных внебюджетных фондов от новых инвестиционных проектов, реализуемых в сфере туристской деятельности. Предложение обусловлено изменениями в 2022 году налогового законодательства Российской Федерации.
Оптимизация документов и материалов, представляемых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом бюджета
6. В целях совершенствования и развития бюджетного процесса и повышения эффективности и результативности управления расходами федерального бюджета законопроект дополнен положениями, предусматривающими внесение изменений в статьи 192 и 212 Бюджетного кодекса в целях оптимизации состава документов и материалов, представляемых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Так, законопроектом предлагается объединить прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год.
Кроме того, предусмотрены изменения в Бюджетный кодекс, в соответствии с которыми Минфин России и уполномоченный орган осуществляют внесение в Правительство Российской Федерации соответственно проекта федерального закона о федеральном бюджете и проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в информационной системе "Электронный бюджет".
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись
7. В целях нормативного закрепления возможности оперативного внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и лимиты бюджетных обязательств для финансового обеспечения мероприятий по экстренному гуманитарному реагированию, доставке грузов гуманитарной помощи, эвакуации населения, ликвидации последствий стихийных бедствий природного и техногенного характера законопроектом предлагается расширить перечень оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (сводную бюджетную роспись бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете (федеральный закон о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации).
8. Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в подпункт "а" части 3 статьи 2 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
В целях реализации указанной нормы необходимо оперативно вносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета путем перераспределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Аппарата Совета Федерации, Аппарата Государственной Думы.
9. В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2023 г. N 2050 "Об утверждении Правил принятия решений об изменении сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств, а также информации объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества" перераспределение бюджетных ассигнований федерального бюджета на осуществление (софинансирование) капитальных вложений в объекты государственной собственности по основаниям, предусмотренным абзацем двенадцатым пункта 3 и абзацем пятым пункта 7 статьи 217 Бюджетного кодекса, может быть осуществлено в соответствии с положениями абзаца двадцать четвертого пункта 7 статьи 217 Бюджетного кодекса. В этой связи законопроектом предлагается исключить абзац пятый пункта 7 статьи 217 Бюджетного кодекса.
10. В связи с нарушением сложившихся логистических цепочек, массовым уходом западных производителей, недостаточным удовлетворением потребностей МЧС России, в том числе в связи с проведением специальной военной операции и, как следствие, задействование большей доли ключевых производителей техники в мероприятиях по производству товаров, работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации, принимая во внимание особенность (уникальность) выполняемых задач и применяемой техники (специальных средств), а также в целях оперативного обеспечения сил и средств МЧС России при выполнении неотложных задач по гуманитарному реагированию и (или) ликвидации последствий стихийных бедствий, направленных прежде всего на спасение человеческих жизней и минимизацию потерь среди гражданского населения, зачастую требуется незамедлительное внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета для финансирования закупки необходимых товаров, работ и услуг.
Предусмотренные действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации основания не всегда позволяют оперативно вносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, что ставит под угрозу срыва выполнение МЧС России возложенных задач.
В этой связи законопроектом предусмотрено внесение изменений в пункт 7.2 статьи 217 Бюджетного кодекса, распространив его действие на МЧС России как главного распорядителя средств федерального бюджета, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
11. Законопроектом также предлагается расширить перечень оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в целях обеспечения своевременного исполнения социальных обязательств перед гражданами в полном объеме в случае перераспределения бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на исполнение публичных нормативных обязательств между главными распорядителями средств федерального бюджета (например, Минфин России и Минтруд России).
Доходы бюджетов
12. Предлагаемый пунктом 3.2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса (в редакции законопроекта) механизм формирования и утверждения перечня главных администраторов доходов федерального бюджета и перечня главных администраторов доходов бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации посредством информационной системы "Электронный бюджет" исключит необходимость их утверждения и регулярной корректировки Правительством Российской Федерации, что сократит количество принимаемых актов, а также упростит процедуру и оптимизирует процесс формирования указанных перечней и внесения в них изменений, позволит обеспечить оперативное прогнозирование и зачисление в бюджет платежей, в случае появления новых источников доходов или изменения полномочий федеральных органов исполнительной власти, а также исключит дублирование информации при ведении перечня источников доходов.
13. Согласно информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации в субъектах Российской Федерации сложилась практика дифференцированного подхода к определению уровня бюджета, в который подлежат распределению платежи по искам о возмещении вреда, причиненного водным биологическим ресурсам. В отдельных субъектах Российской Федерации такие платежи рассматриваются как платежи за причинение вреда водным объектам, находящимся в федеральной или региональной собственности, и взыскиваются в федеральный бюджет или бюджет субъекта Российской Федерации соответственно. В некоторых случаях (например, в рамках судебной практики) данные платежи зачисляются в бюджетную систему в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, применяемыми для зачисления платежей по искам о возмещении ущерба, причиняемого государственному имуществу.
В целях однозначной практики применения положений бюджетного законодательства Российской Федерации предлагается распространить установленный в настоящее время статьей 46 Бюджетного кодекса порядок зачисления в бюджетную систему Российской Федерации платежей, поступающих в возмещение вреда, причиненного водным объектам (предусматривает зачисление компенсации в бюджеты публично-правовых образований в зависимости от собственности пострадавших водных объектов), на платежи, поступающие по искам о возмещении вреда, причиненного водным биологическим ресурсам (добровольное возмещение такого вреда), за исключением случаев, когда указанный вред причинен на особо охраняемых природных территориях.
14. Во исполнение подпункта "в" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 20 апреля 2023 г. (от 4 июня 2023 г. N Пр-1111), пункта 6 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 26 июня 2023 г. N ММ-П16-7912 законопроектом предлагается введение нормы, предусматривающей в 2024 году признание безнадежной к взысканию и списание задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2022 года (далее - задолженность).
Согласно информации, полученной от субъектов Российской Федерации, задолженность имеется у органов местного самоуправления 21 субъекта Российской Федерации. Основной причиной возникновения задолженности по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, и ее неуплаты в установленные сроки является отсутствие бюджетных ассигнований, необходимых для погашения задолженности.
При этом задолженность органов местного самоуправления (кредиторская задолженность) также отражена в учете и у администратора доходов бюджета (дебиторская задолженность).
Учитывая причину образования просроченной задолженности, администратор доходов бюджета в ходе реализации своих бюджетных полномочий утрачивает возможность взыскания задолженности органов местного самоуправления.
Механизм списания такой задолженности как у администратора доходов бюджета, так и у органов местного самоуправления законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
Предлагается введение "разовой нормы" о признании задолженности органов местного самоуправления безнадежной и о ее списании в учете как у администратора доходов бюджета, так и в учете у органов местного самоуправления, образовавшейся по состоянию на 1 января 2018 г.
Задолженность органов местного самоуправления, образовавшаяся после 1 июля 2022 г. не подпадает под проектируемую норму, поскольку является текущей задолженностью органов местного самоуправления и должна быть уплачена в установленные сроки (например, возникшая по причинам несогласия с суммой задолженности и обжалования соответствующих решений органов контроля (надзора) в установленном порядке, некорректного указания реквизитов для уплаты платежа, ненаступления срока уплаты задолженности на отчетную дату).
Проектируемая норма нивелирует риски необоснованного списания задолженности органов местного самоуправления, имеющейся в учете у администратора доходов бюджета и являющейся потенциально возможной к поступлению в бюджетную систему Российской Федерации.
Офсетные контракты
15. В соответствии со статьей 111.4 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, офсетный контракт) предусмотрена возможность заключения офсетных контрактов на срок до 10 лет. При этом Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит положений, устанавливающих основания для заключения офсетных контрактов сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Такие основания содержатся в статье 72 Бюджетного кодекса. В абзаце четвертом пункта 3 указанной статьи есть норма про встречные обязательства, но она распространяется только на закупку товаров.
В силу положений подпункта 3 пункта 2 статьи 111.4 Федерального закона N 44-ФЗ контракт может заключаться на 10 лет и предметом данного контракта могут быть как закупка товаров, так и выполнение услуг.
Кроме того, абзац четвертый пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса позволяет заключать контракты при условии наличия лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
Вместе с тем сейчас у субъектов Российской Федерации возникает потребность осуществления закупок в пользу третьих лиц, в том числе бюджетных (автономных) учреждений субъекта Российской Федерации.
При этом в отдельных случаях расчет потребности в соответствующих ресурсах при оказании учреждением услуг (выполнении работ) не может быть обеспечен.
В этой связи предлагается уточнить абзац четвертый пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса, в части установления права казенного учреждения (получателя бюджетных средств) заключать контракты со встречными инвестиционными обязательствами сверх доведенных лимитов:
в случае если предметом такого контракта является оказание услуг;
в пределах средств, предусмотренных решением высшего исполнительного органа (Правительства Российской Федерации; высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации).
16. Финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется посредством предоставления им из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, субсидий на иные цели, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, и средств от приносящей доход деятельности.
Документом, определяющим направления расходования вышеуказанных средств, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения, составляемый по видам расходов, рассчитываемых с учетом норм трудовых, материальных, технических ресурсов, используемых для оказания учреждением услуг (выполнения работ), а также требований, установленных нормативными правовыми (правовыми) актами, в том числе ГОСТами, СНиПами, СанПиНами, стандартами, порядками и регламентами (паспортами) оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Вместе с тем в настоящее время в отдельных случаях расчет потребности в соответствующих ресурсах при оказании учреждением услуг (выполнении работ) не может быть обеспечен.
При этом офсетный контракт может быть заключен в целях обеспечения товарами (услугами) третьих лиц.
В целях обеспечения расчетов между сторонами офсетного контракта законопроектом предлагается установить возможность осуществления бюджетными и автономными учреждениями компенсационных затрат, возникших при исполнении офсетного контракта, на основании соглашения о компенсации расходов, заключаемого в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.
Новые бюджетные полномочия
17. Законопроектом предлагается в статье 165 Бюджетного кодекса исключить как самостоятельное полномочие Минфина России по установлению порядка формирования и ведения обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, поскольку они являются неотъемлемой частью сметы в соответствии с Порядком составления и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, утвержденным приказом Минфина России от 20 июня 2018 г. N 141н.
18. В соответствии со статьями 96.11 и 96.12 Бюджетного кодекса и постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния" Минфин России помимо управления средствами Фонда национального благосостояния также осуществляет полномочия по их формированию и использованию.
В этой связи законопроектом предлагается уточнить в статье 165 Бюджетного кодекса соответствующее полномочие Минфина России.
19. Задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией имеется и может возникать не только у субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Минфину России предоставлено право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией всех категорий должников (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, юридические лица, физические лица, международные финансовые организации, иностранные государства).
Согласно пункту 3 статьи 93.7 Бюджетного кодекса Минфином России, как соответствующим финансовым органом, устанавливаются правила (основания, условия и порядок) списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией также всех категорий должников (за исключением случаев, установленных пунктом 12 статьи 93.2 Бюджетного кодекса).
В этой связи положения статьи 165 Бюджетного кодекса приводятся в соответствие с другими нормами Бюджетного кодекса.
20. Законопроектом исключается требование в статье 165 Бюджетного кодекса к осуществлению Минфином России методического обеспечения внутреннего финансового контроля как отдельного бюджетного полномочия.
Бюджетное полномочие главного администратора (администратора) бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля в качестве отдельного полномочия участников бюджетного процесса исключено из состава бюджетных полномочий, определяемых Бюджетным кодексом, в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2019 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита".
С 1 января 2020 года внутренний финансовый контроль определяется положениями подпункта 1 пункта 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса как внутренний процесс главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляемый в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, то есть как составная часть каждого бюджетного полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств, порядок осуществления которого главный администратор (администратор) бюджетных средств вправе определить самостоятельно.
Кроме того, одной из целей внутреннего финансового аудита является оценка надежности внутреннего финансового контроля. Разъяснения отдельных аспектов организации и осуществления внутреннего финансового контроля предоставляются Минфином России в рамках полномочия по нормативному (методическому) обеспечению осуществления внутреннего финансового аудита.
21. В настоящее время в соответствии с пунктом 60 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, и пунктом 3.3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, Минфин России наделен полномочиями только по утверждению формы финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 165 Бюджетного кодекса в целях наделения Минфина России полномочиями по установлению порядка формирования финансово-экономического обоснования, что позволит оперативно снимать вопросы, которые возникают при заполнении данного документа, а также оптимизировать процесс его заполнения.
22. В целях приведения в соответствие с положениями пункта 6 статьи 18 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно которым Правительство Российской Федерации вырабатывает и реализует государственную политику в сфере международного финансового сотрудничества, предлагается уточнить в статье 165 Бюджетного кодекса соответствующее бюджетное полномочие Минфина России.
Ограничение объема государственного (муниципального) долга, а также ежегодного объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на исполнение "обусловленных" обязательств
23. В соответствии с поручениями Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 14 сентября 2023 г. N 9213-П13-ММ и от 28 октября 2023 г. N 13613-П13-ММ законопроектом предусмотрено внесение изменений в статьи 85, 86 и 107 Бюджетного кодекса в целях повышения качества организации бюджетного процесса на региональном и муниципальном уровнях, снижения нагрузки на региональные бюджеты и сокращения объема государственного долга субъектов Российской Федерации.
Предлагаемые изменения обусловлены необходимостью ограничения на законодательном уровне ежегодного объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на исполнение в текущем финансовом году обязательств, возникающих при исполнении концессионного соглашения с учетом предельного размера финансового участия концедента и соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), а также по уплате лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), на уровне не более 10 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) без учета объема безвозмездных поступлений.
При этом объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования), направленный в отчетном финансовом году на исполнение обязательств, возникающих при исполнении концессионного соглашения (в размере платы концендента), обязательств перед юридическими лицами, являющимися стороной соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), а также по уплате лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), по данным отчета об исполнении соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) за отчетный финансовый год может превысить вышеуказанные ограничения, на объем обязательств, возникших при исполнении соглашений заключенных до 1 января 2024 года.
Данная норма необходима для ограничения расходов, связанных с указанными соглашениями и первоочередного исполнения расходов социально значимого и первоочередного характера. Согласно данным, представленным субъектами Российской Федерации в Минфин России, ежегодный объем расходов бюджета субъекта Российской Федерации, направляемый на исполнение в текущем финансовом году обусловленных обязательств, в среднем по Российской Федерации составляет не более 1 процента объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений, что в свою очередь не превышает предлагаемую законопроектом норму.
Предложениями в законопроект предусмотрено право субъекта Российской Федерации по установлению в отношении муниципального образования дополнительных ограничений по ежегодному объему расходов местного бюджета, направляемому на исполнение соответствующих обязательств.
Законопроектом предлагается установить ограничения относительно объема государственного (муниципального) долга с учетом обязательств, вытекающих из концессионных соглашений (в размере платы концендента), соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), а также на сумму лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), одной из сторон которого является субъект Российской Федерации (муниципальное образование).
При этом объем государственного (муниципального) долга с учетом обязательств, вытекающих из указанных соглашений, по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) за отчетный финансовый год может превысить ограничения на объем вышеуказанных обязательств, предусмотренных соглашениями, заключенными до 1 января 2024 года.
Данная норма необходима для ограничения предельного объема государственного (муниципального) долга с учетом обеспечения субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) вышеуказанных обусловленных обязательств. Согласно данным, представленным субъектами Российской Федерации в Минфин России, объем государственного долга субъектов Российской Федерации с учетом обусловленных обязательств на 1 января 2024 года оценивается порядка 43 процентов налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предусматриваемое законопроектом изменение в подпункт 8 пункта 6 статьи 21 Бюджетного кодекса обусловлено необходимостью реализации положений об ограничении ежегодного объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) на исполнение обязательств, возникающих при исполнении концессионных соглашений, обязательств перед юридическими лицами, являющимися стороной соглашений о государственно-частном партнерстве (соглашений о муниципально-частном партнерстве), а также по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга).
Иные новации
24. Предлагаемые изменения в пункт 5.1 статьи 78 Бюджетного кодекса носят юридико-технический характер и предусматривают возможность определения операций, предусматривающих приобретение иностранной валюты за счет субсидий, не только нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление субсидии, но и решениями главных распорядителей бюджетных средств о предоставлении субсидии.
С 2024 года субсидии из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), если субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) принято соответствующее решение, предоставляются в соответствии с Правилами предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1780, и решениями главных распорядителей бюджетных средств.
25. Законопроектом предлагается внесение изменений в статью 78.1 Бюджетного кодекса, предусматривающих расширение целей предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, установив возможность предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов (затрат) бюджетных и автономных учреждений, предоставляемой независима от подведомственности и уровня публично-правового образования, создавшего учреждение.
В настоящее время финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется за счет средств бюджета публично-правового образования, создавшего учреждение. Вместе с тем в отдельных случаях осуществление деятельности учреждений требует дополнительной финансовой государственной поддержки ввиду оказания услуг или выполнения работ для потребителей по регулируемым государством тарифам (например, компенсация недополученных доходов учреждения, являющегося поставщиком коммунальных услуг, в связи с государственным регулированием на территории субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на тепловую энергию).
Кроме того, специфика оказания учреждениями услуг в отдельных сферах в силу норм законодательства Российской Федерации (например, статья 9 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", статья 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") предусматривает возможность финансирования деятельности учреждений только по результатам оказания соответствующей услуги, что обусловило необходимость предоставления учреждениям субсидий на возмещение ранее произведенных ими расходов, связанных в оказанием таких услуг.
Также в целях урегулирования вопроса, касающегося заключения соглашений о предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели, законопроектом предусматривается дополнение пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса соответствующим положением.
26. Законопроектом предусматривается внесение изменений в пункт 1 статьи 78.5 Бюджетного кодекса, в соответствии с которыми возможность размещения информации о субсидиях, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, на ином сайте с указанием на едином портале бюджетной системы Российской Федерации страниц такого сайта будет доступна только для низкодотационных субъектов Российской Федерации.
Также законопроектом предлагается внесение изменений в подпункт 1 пункта 2 статьи 78.5 Бюджетного кодекса в целях обеспечения возможности определения конкретных получателей субсидии Правительством Российской Федерации не только в целях использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, но и в целях использования иных средств, зарезервированных в составе федерального закона о федеральном бюджете.
Частью 15 статьи 6 Федерального закона от 2 ноября 2023 г. N 520-ФЗ "О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году" установлено, что до 1 января 2025 года в сводную бюджетную роспись федерального бюджета могут быть внесены изменения без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в целях предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе за счет средств, зарезервированных в составе бюджетных ассигнований, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете.
27. Согласно положениям пункта 5 статьи 78.5 Бюджетного кодекса начиная с 1 января 2023 года отбор получателей субсидий (грантов в форме субсидий), предоставляемых в соответствии с пунктами 1 и 7 статьи 78 и пунктами 2 и 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса осуществляется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - информационная система "Электронный бюджет") (в том числе в случаях, определенных порядком осуществления отбора получателей субсидий, установленным Правительством Российской Федерации, во взаимодействии с иными государственными информационными системами, определенными указанным порядком).
Отдельными федеральными органами исполнительной власти и организациями организовано функционирование отраслевых государственных информационных систем, в том числе с целью проведения отбора получателей субсидии (государственная информационная система промышленности, информационная система "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности, федеральная государственная автоматизированная информационная система, обеспечивающая реализацию молодежной политики (федеральная государственная автоматизированная информационная система "Молодежь России").
В целях установления возможности проведения отбора получателей субсидий в иных государственных информационных системах при обеспечении информационного взаимодействия между такими системами с информационной системой "Электронный бюджет" предлагается внести изменения в статью 78.5 Бюджетного кодекса.
28. Законопроектом предусматривается уточнение редакции статьи 6 Бюджетного кодекса в части понятия "публичные нормативные обязательства" в целях устранения вариативности отнесения расходов к категориям "публичное нормативное обязательство" и "публичное обязательство", установления единого подхода к применению кодов бюджетной классификации по видам расходов группы 300 "Социальное обеспечение и иные выплаты населению", а также в целях минимизации обращений органов государственной власти за разъяснением вопроса отнесения тех или иных расходов (выплат) к категории "публичное нормативное обязательство".
29. В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Минфин России утверждает коды бюджетной классификации Российской Федерации. Статьей 6 Бюджетного кодекса установлено, что главный администратор доходов бюджета - определенный в соответствии с Бюджетным кодексом орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета. Статьей 241 Бюджетного кодекса определены иные организации, которые осуществляют полномочия главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета (государственные корпорации, публично-правовая компания).
В целях урегулирования правовой коллизии предлагается уточнить положения пункта 9 статьи 20 Бюджетного кодекса, определив, что перечень кодов подвидов по видам доходов утверждается Минфином России, в том числе для государственных органов Российской Федерации' (например, Счетной палаты Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации) и иных организаций, наделенных полномочиями главного администратора доходов федерального бюджета.
30. Предусматриваемое законопроектом изменение в статью 40.1 Бюджетного кодекса устанавливает новое исключение в применении положений статьи 40.1 Бюджетного кодекса, а именно в отношении безвозмездных поступлений, необходимость которого обусловлена следующим.
В соответствии с пунктом 1 и абзацем шестым пункта 4 статьи 41 Бюджетного кодекса к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления, в том числе безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, добровольные пожертвования.
Общие положения по возврату излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет установлены статьей 40.1 Бюджетного кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40.1 Бюджетного кодекса излишне уплаченный (взысканный) платеж в бюджет подлежит возврату по заявлению плательщика платежей в бюджет или подразделения судебных приставов территориального органа Федеральной службы судебных приставов (центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов), на исполнении в котором находилось исполнительное производство о взыскании платежей в бюджет, в течение 30 календарных дней со дня регистрации такого заявления администратором доходов бюджета, осуществляющим бюджетные полномочия по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 40.1 Бюджетного кодекса заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) платежа в бюджет может быть подано плательщиком платежей в бюджет или подразделением судебных приставов территориального органа Федеральной службы судебных приставов (центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов), на исполнении в котором находилось исполнительное производство о взыскании платежей в бюджет, в течение трех лет со дня уплаты (взыскания) такого платежа, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 40.1 Бюджетного кодекса возврат излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет в рамках исполнения денежных обязательств перед публично-правовыми образованиями осуществляется в соответствии с договорами и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.
При этом перечисление, и соответственно возврат, безвозмездных поступлений обусловлены в том числе положениями Бюджетного кодекса, Гражданского кодекса Российской Федерации, заключаемыми договорами, соглашениями.
Таким образом, предлагаемое изменение устраняет правовую неопределенность, обусловленную необходимостью руководствоваться отсылочными нормами, установленными пунктами 1, 2, 5 статьи 40.1 Бюджетного кодекса, и закрепляет норму, согласно которой положения статьи 40.1 Бюджетного кодекса не распространяются на безвозмездные поступления.
31. Предлагаемые законопроектом изменения в пункт 3 статьи 46 Бюджетного кодекса связаны со сложившейся правоприменительной практикой (направлять материалы в суд могут в том числе должностные лица органов прокуратуры, которые не являются федеральными органами исполнительной власти) и не окажут влияния на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
32. По информации ФТС России в практике таможенных органов по выявлению преступлений, связанных с контрабандой наличных денежных средств и денежных инструментов (статья 200.1 Уголовного кодекса Российской Федерации), имеются случаи прекращения судебными органами уголовных дел с вынесением постановлений (не приговоров) судов, на основании которых денежные средства, являющиеся орудием совершения преступления, подлежат конфискации и обращению в федеральную собственность для последующего зачисления в доход федерального бюджета в установленном порядке.
В данной связи в целях устранения неопределенности в отношении денежных средств, обращаемых в собственность государства на основании постановлений судов, вынесенных при производстве по уголовным делам, законопроектом предлагается уточнить положения абзаца первого пункта 17 статьи 46 Бюджетного кодекса.
33. В целях однозначного применения положений 47.2 Бюджетного кодекса и исключения необоснованных различий признания безнадежными к взысканию и списанию налоговых платежей и неналоговых доходов законопроектом предлагается внести в пункт 1 статьи 47.2 Бюджетного кодекса соответствующие изменения.
Предлагаемые изменения носят юридико-технический характер и Предусматривают корректирующие (уточняющие) формулировки, аналогичные нормам статьи 59 Налогового кодекса.
34. В настоящее время в соответствии с частью 3 статьи 33.3 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) договор пользования рыболовным участком заключается по результатам конкурса на право заключения такого договора.
С 1 сентября 2024 года вступают в силу изменения, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2023 г. N 384-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ). Согласно положениям части 6 статьи 33.3 Федерального закона N 166-ФЗ (в редакции Федерального закона N 384-ФЗ) договор пользования рыболовным участком может быть заключен по результатам торгов (конкурсов, аукционов) на право заключения такого договора, если иное не установлено Федеральным законом N 166-ФЗ.
В этой связи в целях зачисления платы, полученной по результатам соответствующих торгов (конкурсов, аукционов) в бюджетную систему Российской Федерации, законопроектом предлагается внести в статьи 51 и 57 Бюджетного кодекса соответствующие изменения.
35. Законопроектом предлагается закрепить в статье 58 Бюджетного кодекса на постоянной основе норму, согласно которой при определении нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на горюче-смазочные материалы учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента.
36. Согласно статье 242.16 Бюджетного кодекса поступления в бюджетную систему Российской Федерации подлежат зачислению на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений.
Федеральное казначейство учитывает поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по кодам бюджетной классификации Российской Федерации на соответствующих лицевых счетах администраторов доходов бюджетов (администраторов источников финансирования дефицита бюджетов).
Кроме того, в соответствии со статьей 93.1 Бюджетного кодекса средства, получаемые от продажи акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, подлежат зачислению по нормативу 100 процентов соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты.
При этом в настоящее время наблюдается расхождение практики применения вышеуказанных норм Бюджетного кодекса.
Основная сумма поступлений источников финансирования дефицита бюджетов зачисляется напрямую на единые счета соответствующих бюджетов, при этом часть поступлений источников финансирования дефицита бюджетов зачисляется на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений для дальнейшего их распределения на единые счета соответствующих бюджетов.
Таким образом, исходя из действующих норм статей 93.1 и 242.16 Бюджетного кодекса и практики их применения в настоящее время отсутствует единый порядок перечисления источников финансирования дефицита бюджета в бюджетную систему Российской Федерации.
В рамках разработки подсистемы управления доходами информационной системы "Электронный бюджет" и в целях однозначности применения порядка перечисления вышеуказанных денежных средств в качестве источников финансирования дефицита бюджета, а также сокращения сроков зачисления данных средств в бюджеты законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 93.1 и 242.16 Бюджетного кодекса.
37. Установленный в статье 132.1 Бюджетного кодекса перечень случаев и оснований, когда целевые межбюджетные трансферты могут предоставляться в форме иных межбюджетных трансфертов, предлагается дополнить случаем предоставления бюджетных ассигнований на проведение субъектами Российской Федерации мероприятий, связанных с ликвидацией последствий террористических актов и (или) пресечением террористических актов правомерными действиями.
38. Законопроектом предлагается дополнить пункт 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса положением по установлению администраторами доходов бюджета регламентов реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, разработанных в соответствии с общими требованиями.
В соответствии с абзацем первым пункта 4 статьи 160.1 Бюджетного кодекса бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предусмотренные абзацем первым пункта 4 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Правила осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями и Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995 (далее соответственно - Правила, главные администраторы доходов федерального уровня).
В соответствии с подпунктом "и.3" пункта 2 Правил правовые акты главных администраторов доходов федерального уровня, указанные в подпунктах "д" и "ж" пункта 1 Правил, должны содержать требование об установлении администраторами доходов бюджетов Регламентов реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, разработанных в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации (далее - Регламенты).
В целях реализации положений подпункта "и.3" пункта 2 Правил издан приказ Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2022 г. N 172н "Об утверждении общих требований к регламенту реализации полномочий администратора доходов бюджета по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним" (далее соответственно - приказ N 172н, дебиторская задолженность по доходам бюджетов).
Издание приказа N 172н направлено на недопущение увеличения и сокращение объемов накопленной дебиторской задолженности по доходам бюджетов, повышение прозрачности и эффективности работы с дебиторской задолженностью по доходам бюджетов.
Вместе с тем обязанность по установлению Регламентов предусмотрена для администраторов доходов федерального уровня и не распространяется на администраторов доходов бюджетов, являющихся органами государственной власти (государственными органами) субъектов Российской Федерации, органами управления территориальными фондами обязательного медицинского страхования, органами местного самоуправления, органами местной администрации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями.
Таким образом, в целях формирования единообразного подхода к работе с дебиторской задолженностью по доходам бюджетов на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации целесообразно дополнить пункт 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса новым полномочием администратора доходов бюджета по установлению Регламента.
39. В целях обеспечения полноты реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 179.1 Бюджетного кодекса.
40. Законопроектом предлагается в статье 184.2 Бюджетного кодекса урегулировать вопрос о составе документов и материалов, представляемых в законодательный (представительный) орган одновременно с проектом закона (решения) о бюджете, в отношении новых государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, подлежащих реализации начиная с очередного финансового года (в данном случае представляются проекты паспортов таких программ).
41. Предусмотренным законопроектом изменением в пункт 5.2 статьи 242 Бюджетного кодекса предлагается исключить положения о возможности направления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования остатков средств, образовавшихся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования в ходе исполнения бюджета Фонда в отчетном году, в текущем году на завершение расчетов по оплате указанной медицинской помощи, оказанной в отчетном году, с внесением соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда.
Направление указанных средств на те же цели с внесением соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда предусмотрено частью 4 статьи 6 Федерального закона от 5 декабря 2022 г. N 468-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" и Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. N 541-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
42. Законопроектом предлагается внести изменение в часть 8.2 статьи 241 Бюджетного кодекса, предусматривающее уточнение наименования главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств с учетом учредительных документов Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи "Движение первых".
43. В целях устранения правовой коллизии, возникшей в связи с тем, что Федеральное казначейство в соответствии с нормами федерального закона о федеральном бюджете наделено полномочиями по осуществлению казначейского сопровождения средств, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), независимо от факта осуществления им отдельных функций финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в соответствии со статьей 220.2 Бюджетного кодекса, законопроектом предлагается редакционное уточнение статьи 242.26 Бюджетного кодекса.
44. В целях устранения правовой коллизии, возникающей в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" операции со средствами осуществляются на счетах, открытых в уполномоченных кредитных организациях, законопроектом предлагается внести изменения в статью 242.27 Бюджетного кодекса, дополнив перечень средств, не подлежащих казначейскому сопровождению.
45. В связи с развитием цифровых моделей управления общественными финансами, внедрением электронного документооборота и единых государственных (муниципальных) информационных систем в настоящее время особое внимание уделяется оперативности и достоверности информации о финансовом положении (об активах и обязательствах) и финансовых результатах деятельности организаций бюджетной сферы, об использовании государственного (муниципального) имущества при достижении ими поставленных целей деятельности (выполнению функций (полномочий), позволяющей ее быстро анализировать для принятия управленческих решений.
Информация о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах публично-правового образования, государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также операциях, их изменяющих, и порученных финансовых результатах основывается на данных бюджетного (бухгалтерского) учета и раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы.
Учитывая внедрение в государственное управление перспективных информационных возможностей цифровой обработки данных о государственных финансах, созданы объективные возможности для широкого внедрения цифровых инструментов мониторинга указанных данных при управлении государственными (муниципальными) финансами на основе технологической интеграции различных государственных (муниципальных) информационных систем.
Положения новой статьи 264.1-1 Бюджетного кодекса направлены на закрепление правовых основ создания единой государственной системы интеграции данных о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах Российской Федерации и полученных финансовых результатах, формируемых федеральными органами власти и федеральными государственными учреждениями, включая федеральные бюджетные и автономные учреждения, обеспечивающей интеграцию различных государственных информационных систем для проведения мониторинга и оперативного формирования аналитических отчетов с целью повышения качества реализации функциональных задач, эффективности принимаемых управленческих решений и использования государственных ресурсов.
46. В ходе реализации мероприятий, предусматривающих поэтапный переход от принятия главными администраторами доходов бюджета правовых актов о наделении полномочиями администратора доходов бюджета к формированию соответствующей информации в электронной форме в перечне источников доходов Российской Федерации в информационной системе "Электронный бюджет", возникла необходимость продления предельного срока, установленного для формирования вышеуказанной информации в информационной системе "Электронный бюджет" (1 января 2025 года), до 1 января 2027 года. В этой связи законопроектом предлагается соответствующее изменение в часть 4 статьи 3 Федерального закона от 11 ноября 2022 г. N 432-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 10 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году".
47. Статьей 2 Федерального закона от 25 декабря 2023 г. N 621-ФЗ "О внесении изменений в статью 23.79 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" до 31 декабря 2024 года продлены полномочия должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включенных в определенные перечни субъектов Российской Федерации по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В целях своевременного зачисления в текущем году в бюджеты субъектов Российской Федерации сумм административных штрафов за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (статья 20.6-1 КоАП РФ) в законопроект включена норма, аналогичная нормам, действовавшим в 2020 - 2023 годах.
48. Кроме того, законопроектом предусмотрен ряд изменений в Бюджетный кодекс, носящих редакционный и юридико-технический характер.
Законопроект предлагается ввести в действие со дня его официального опубликования. Отдельные положения законопроекта предлагается ввести в действие с 1 сентября 2024 года и с 1 января 2025 года.
Влияние законопроекта на жизнь граждан
Вводимые новации направлены на совершенствование бюджетных правоотношений, в которых конкретные граждане (физические лица) не участвуют.
Законопроект создает условия для повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Влияние законопроекта на Евразийский экономический союз
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не приведут к увеличению расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект не содержит требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических последствий и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, не требуется.
Аналогичные по содержанию проекты федеральных законов на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации не находятся.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
2. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" потребует издания следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) "О внесении изменений в Правила отбора получателей субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1781".
Цель: приведение в соответствие с изменениями, внесенными в статью 78.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях определения порядка проведения отбора в иных государственных информационных системах, а также проведения отбора получателей субсидий, информация о которых и (или) получателях которых содержит сведения, составляющие государственную тайну, или является информацией ограниченного доступа.
Предмет и содержание правового регулирования: приведение в соответствие с изменениями, внесенными в статью 78.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2024 г.
2) "О порядке определения объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставляемых на цели реализации инвестиционных проектов".
Цель: повышение эффективности бюджетного планирования и распределения средств федерального бюджета.
Предмет и содержание правового регулирования: установление процедуры определения предельного объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставляемых на цели реализации инвестиционных проектов, включая требования, а также перечень предоставляемых документов и информации.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: в течение 5 месяцев с даты принятия Федерального закона.
3) "О внесении изменений в Правила составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326".
Цель: приведение в соответствие с абзацем четвертым пункта 4 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Предмет и содержание правового регулирования: уточнение полномочий субъектов бюджетного планирования в связи с оптимизацией состава документов и материалов, представляемых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: ноябрь 2024 г.
4) "О внесении изменений в Правила расширенного казначейского сопровождения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 г. N 2024".
Цель: приведение в соответствие с подпунктом 1 пункта 2 статьи 242.24 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях выделения проверки экономической обоснованности затрат как отдельного вида проверки при расширенном казначейском сопровождении.
Предмет и содержание правового регулирования: приведение в соответствие с подпунктом 1 пункта 2 статьи 242.24 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2024 г.
5) "О внесении изменений в Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496".
Цель: приведение в соответствие с изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации, связанными с оптимизацией состава документов и материалов, представляемых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Предмет и содержание правового регулирования: уточнения в связи с оптимизацией состава документов и материалов, представляемых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: ноябрь 2024 г.
6) "О внесении изменений в Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуру и принципы назначения, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 мая 2022 г. N 82н".
Цель: утверждение приказом Министерства финансов Российской Федерации кода подгруппы видов расходов в соответствии с абзацем десятым подпункта 8 пункта 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона, а также элементов видов расходов, детализирующих подгруппу видов расходов в целях составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2025 год (на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов).
Предмет и содержание правового регулирования: утверждение приказом Министерства финансов Российской Федерации кода подгруппы видов расходов в соответствии с абзацем десятым подпункта 8 пункта 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона, а также элементов видов расходов, детализирующих подгруппу видов расходов.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2024 г.
7) "О порядке предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение затрат, а также недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации государственному регулированию".
Цель: установление порядка предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение затрат, а также недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации государственному регулированию.
Предмет и содержание правового регулирования: порядок и условия предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на возмещение затрат, а также недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации государственному регулированию, включающий цели предоставления субсидий, результаты предоставления субсидий, требования к отчетности и порядок осуществления контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидий и ответственность за их несоблюдение.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: ноябрь 2024 г.
8) "О внесении изменений в Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009".
Цель: приведение в соответствие с абзацем сорок девятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях дополнения полномочий Министерства финансов Российской Федерации разработкой порядка заполнения формы финансово-экономического обоснования проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, оказывающих влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Предмет и содержание правового регулирования: приведение в соответствие с абзацем сорок девятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2024 г.
9) "О внесении изменений в Регламент Правительства Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260".
Цель: приведение в соответствие с абзацем сорок девятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях дополнения полномочий Министерства финансов Российской Федерации разработкой порядка заполнения формы финансово-экономического обоснования проектов актов, вносимых на рассмотрение Правительства Российской Федерации, оказывающих влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Предмет и содержание правового регулирования: приведение в соответствие с абзацем сорок девятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2024 г.
10) "О внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329".
Цель: приведение в соответствие с изменениями в статью 165 Бюджетного кодекса, предусматривающими уточнение бюджетных полномочий Министерства финансов Российской Федерации.
Предмет и содержание правового регулирования: приведение в соответствие с положениями статьи 165 Бюджетного кодекса.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: декабрь 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.