Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по молодежной политике
на проект федерального закона N 575296-8 "О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации"
(в части возможности установления доплаты за выполнение функций наставника и порядка осуществления наставничества)
внесен сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, И.Ю. Кастюкевичем, И.В. Рукавишниковой, Д.С. Лантратовой, С.Н. Перминовым, Н.Н. Владимировым; депутатами Государственной Думы А.П. Метелевым, Д.Ф. Вяткиным, А.К. Исаевым, О.М. Казаковой, А.Г. Сидякиным, М.С. Киселевым, А.И. Аршиновой, А.Г. Мажугой, Е.В. Харченко, Е.П. Стенякиной
(утв. Решением Комитета Государственной Думы по молодежной политике от 4 апреля 2024 г. N 66-2)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 25 марта 2024 года Комитет Государственной Думы по молодежной политике (соисполнитель) в пределах своей компетенции рассмотрел проект федерального закона N 575296-8 "О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации" и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях закрепления гарантий работникам, выполняющим функции наставника и направлен на популяризацию наставничества в различных отраслях.
Создание условий для развития наставничества относится к основным задачам, определенным в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в перечнях поручений Президента Российской Федерации от 25 июля 2023 года N Пр-1470, п. 1"б" и от 12 февраля 2024 года N Пр-251ГС п. 1"б".
Необходимо отметить беспрецедентную роль в практической подготовке молодых специалистов и профессиональной адаптации новых работников наиболее авторитетных, опытных и результативных работников, выступающих в качестве наставников. Согласно исследованию ВЦИОМ "Наставники в России: кто они" каждый пятый видит своим наставником коллегу по работе (21%). Сегодня наставничество переживает новый подъем, программы, виды наставничества становятся все более разнообразными и реализуются во многих регионах страны: наставничество в менеджменте, наставничество как форма корпоративного обучения персонала, в инновационных пространствах, в бизнесе, в сообществах, наставничество в социальной сфере, в здравоохранении, среди школьников и студентов, на государственной и муниципальной службе, в сфере НКО, в рамках военно-патриотического воспитания и добровольческой деятельности.
В ходе заседания Государственного Совета по вопросу повышения роли и престижа педагога и наставника, состоявшегося 27 декабря 2023 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул, что наставничество для отечественной экономики - это новое качество роста, сокращение издержек, повышение производительности труда, а это ключевой элемент развития страны в целом.
Учитывая, что в настоящее время единой системы наставничества в масштабах Российской Федерации не сформировано, Комитет разделяет необходимость установления единого подхода к понятию и содержанию наставничества для каждой профессиональной отрасли на федеральном и региональном уровнях, а также определения требований к наставникам с учетом отраслевых особенностей каждой сферы, закреплению необходимых гарантий и статуса наставника.
В этой связи законопроектом предлагается закрепить в статье 151 Трудового кодекса Российской Федерации, что доплаты за выполнение функций наставника производятся с учетом гарантий, утверждаемых федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, актами социального партнерства, а при их отсутствии - локальными нормативными актами.
Кроме того, законопроектом предлагается в статье 60.2 Трудового кодекса Российской Федерации определить порядок привлечения наставника к исполнению им своих обязанностей путем включения исполнения работником функций наставника в содержание дополнительной работы по такой же профессии (должности).
Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения дают работодателю большие полномочия перестраивать процесс организации труда, в том числе предусматривать особенности организации труда наставников и возможность доплачивать за наставничество.
По мнению Комитета, принятие законопроекта будет способствовать становлению, развитию и популяризации практики наставничества, повышению роли и социального статуса наставников, а также ответственности наставников при исполнении ими своих трудовых функций.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по молодежной политике поддерживает проект федерального закона N 575296-8 "О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации".
Председатель Комитета |
А.П. Метелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.