Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 575296-8 "О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации"
(о регулировании труда работников, выполняющих функции наставников)
внесен сенаторами Российской Федерации А.А. Турчаком, И.Ю. Кастюкевичем, И.В. Рукавишниковой, Д.С. Лантратовой, С.Н. Перминовым, Н.Н. Владимировым, депутатами Государственной Думы А.П. Метелевым, Д.Ф. Вяткиным, А.К. Исаевым, О.М. Казаковой, А.Г. Сидякиным, М.С. Киселёвым, А.И. Аршиновой, А.Г. Мажугой, Е.В. Харченко, Е.П. Стенякиной
Досье на проект федерального закона
Законопроектом N 575296-8 предлагается дополнить Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) положениями, устанавливающими правовое регулирование отдельных особенностей осуществления функций наставника и порядка доплаты за выполнение функций наставника.
Как отмечается в пояснительной записке, законопроект N 575296-8 "разработан в целях закрепления гарантий работникам, выполняющим функции наставника и направлен на популяризацию наставничества в различных отраслях...Программы наставничества реализуются во многих регионах страны, практика наставничества широко распространена на государственной гражданской службе, однако единая система наставничества в масштабах Российской Федерации не сформирована". Авторы законопроекта полагают, что "...на федеральном и региональном уровнях будет сформирован единый подход к понятию и содержанию наставничества для каждой профессиональной отрасли, а также установлены требования к наставникам с учетом отраслевых особенностей, закреплены необходимые гарантии и статус наставника, что в свою очередь будет способствовать повышению ответственности наставников при исполнении ими своих трудовых функций".
По результатам рассмотрения законопроекта N 575296-8 необходимо отметить следующее:
Согласно действующей редакции части второй статьи 60.2 ТК РФ поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ.
Законопроектом предлагается уточнить, что поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ, в том числе для осуществления функций наставника.
Статья 151 ТК РФ посвящена вопросам регулирования оплаты труда при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором.
Законопроектом предлагается дополнить статью 151 ТК РФ новой частью, согласно которой доплаты за выполнение функций наставника, перечень и срок выполнения которых устанавливаются работодателем с письменного согласия работника, производятся с учетом гарантий, утверждаемых федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, актами социального партнерства, а при их отсутствии - локальными нормативными актами.
Проектируемая новая часть статьи 151 ТК РФ в представленной редакции может допускать различные толкования при определении размера доплаты за выполнение функций наставника, так как введение этой доплаты связано с использованием различных нормативных правовых актов, утверждаемых на разных уровнях. В правоприменительной практике это может создать сложности при выборе надлежащего регулирования.
Предложенный механизм доплаты за осуществление функций наставника с учетом перечисленных гарантий не представляется очевидным, поскольку в настоящее время такие гарантии законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Данный механизм нуждается в уточнении, так как в соответствии со статьей 164 ТК РФ гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие "акты социального партнерства", которыми предлагается регулировать осуществление доплат наставникам. Все это в совокупности создает неопределенность при установлении размера доплат за наставничество и порядка их предоставления.
Правительство Российской Федерации в заключении на законопроект N 575296-8 отмечает, что "...указанный в законопроекте перечень нормативных правовых актов, которыми могут регулироваться вопросы установления гарантий наставникам, необходимо дополнить нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации также полагает, что одновременно в рамках доработки законопроекта следует дополнительно проработать предложение Минфина России об осуществлении поощрения работников, выполняющих функции наставника, в составе стимулирующих выплат в рамках утвержденных фондов оплаты труда, принимая во внимание, что в настоящее время в силу отсутствия единого подхода к решению данного вопроса на практике выплаты за осуществление функций наставника относят к разным структурным элементам заработной платы (компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты, социальные выплаты).
Проектируемой частью статьи 151 ТК РФ не предусмотрена возможность регулирования вопроса о доплате за наставничество таким "универсальным" для трудовых отношений инструментом как трудовой договор. Соответственно, положения законопроекта, касающиеся установления порядка доплаты за выполнение функций наставника, необходимо согласовать с частью второй статьи 151 ТК РФ, согласно которой размер доплаты за выполнение дополнительной работы по такой же профессии (должности) устанавливается по соглашению сторон трудового договора.
Поскольку выполнение функций наставника будет являться дополнительной работой по такой же профессии (должности), то в новой части статьи 151 ТК РФ следует говорить не о "перечне и сроке" выполнения функций наставника, а о сроке, в течение которого работник будет выполнять данную дополнительную работу, о ее содержании и объеме, что будет соответствовать части третьей статьи 60.2 ТК РФ.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на законопроект N 575296-8 отмечает, что "...система наставничества в Российской Федерации находится в стадии становления, и в действующем законодательстве отсутствует достаточное нормативное регулирование ее основ, к которым можно отнести определение понятий "наставничество" и "наставник", правового статуса наставника и требований к уровню его профессиональной компетенции, возможных форм наставничества, механизма оценки результатов наставничества и т.д. Следует обратить внимание, что в законопроекте данные аспекты также не определены".
С учетом этого обстоятельства Счетная палата Российской Федерации предупреждает, что "...в случае принятия закона при его дальнейшей практической реализации может возникнуть неопределенность по целому ряду вопросов. К их числу относится вопрос об объеме возлагаемой на наставника дополнительной функциональной нагрузки и (или) о результатах, которые должны быть достигнуты его подопечным по завершению наставничества. Объемы нагрузки и достигнутые результаты необходимы для обеспечения обоснованности выплаты работодателем доплаты наставнику и исключения рисков использования института наставничества в качестве недобросовестного способа увеличения по разным причинам размера заработной платы отдельным работникам. Особую актуальность данный вопрос приобретает в свете оценки влияния предлагаемого законопроектом регулирования на бюджетный сектор экономики и необходимости определения надлежащих правовых оснований для включения средств на осуществление "наставнических доплат" в структуру фонда оплаты труда бюджетных организаций и механизма определения их размера".
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, при отсутствии нормативно установленных на федеральном уровне основных положений, в том числе регулирующих оценку качества исполнения функций наставника, расчет размера доплаты за наставничество и т.д., подобная отсылочная норма может отрицательно повлиять на единство правового регулирования и, как следствие, на единство формируемой системы наставничества в Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (комитет-соисполнитель) полагает, что "...в законопроекте целесообразно уточнить определение понятий "наставник" и (или) "наставничество", раскрыть функциональные возможности наставника и установить особенности регулирования труда наставника, включая его обязанности и гарантии, а также финансовый механизм оплаты наставничества...нормативные правовые акты в части установления гарантий для наставника, включая системный подход к оплате труда, должны быть обязательно закреплены на федеральном и региональном уровнях, только в таком случае будет сформирован единый подход к понятию и содержанию наставничества".
Во избежание правовых коллизий и в целях создания единообразной правоприменительной практики при работе над законопроектом N 575296-8 целесообразно учесть изменения правового регулирования, проектируемые законопроектом N 578685-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления института наставничества в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних).
Так, в частности, из законопроекта N 578685-8 следует, что наставником может быть не только лицо, осуществляющее дополнительную работу по такой же должности (профессии) путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работы в соответствии со статьей 60.2 ТК РФ (в редакции законопроекта N 575296-8), но и лицо, назначенное на должность наставника решением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, для которого данная деятельность будет основной.
Кроме того, необходимо учесть, что проектом Концепции по повышению уровня занятости инвалидов в Российской Федерации на период до 2030 года предусматривается право работодателя привлечь для сопровождения и адаптации инвалида на рабочем месте наставника не только из числа работников предприятия, организации с их согласия, но и работников соответствующих общероссийских, межрегиональных, региональных и местных общественных объединений инвалидов. Наставник осуществляет следующие функции: формирует и оказывает помощь инвалиду в освоении доступного маршрута передвижения до места работы и обратно и по территории работодателя, либо принимает участие в данном виде помощи; оказывает помощь инвалиду при освоении трудовых (профессиональных) навыков, адаптации на рабочем месте, выполнении функциональных обязанностей; содействует социальной адаптации инвалида в трудовом коллективе, оказывает сопровождение социального взаимодействия и др.
Результат рассмотрения законопроекта N 575296-8 органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 16 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении высказывает ряд замечаний к законопроекту. В частности, отмечается, что "...необходимо унифицировать положения новой редакции части второй статьи 60.2 Кодекса и части первой статьи 151 Кодекса, учитывая, что осуществление функций наставника будет являться разновидностью увеличения объема работ". Кроме того, Правовое управление обращает внимание на то, что "...отсутствие гарантий, утвержденных на федеральном и региональном уровне, и закреплении их только в локальных нормативных актах организации, не будет способствовать формированию единого подхода к понятию и содержанию наставничества для каждой профессиональной отрасли, так как содержание таких актов определяется непосредственно работодателем".
Комитет Государственной Думы по молодежной политике (комитет-соисполнитель) поддерживает законопроект N 575296-8.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (комитет-соисполнитель) поддерживает законопроект N 575296-8 и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Комитет считает, что наставничество в различных сферах трудовой деятельности следует определять с учетом особенностей каждой отрасли, а по итогам закрепления понятия и содержания наставничества в ТК РФ целесообразно рассмотреть вопрос о необходимости отраслевого нормативно-правового регулирования данной сферы.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает законопроект N 575296-8 и сообщает о его поддержке Комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, а также Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Вместе с тем Комитет Совета Федерации по социальной политике отмечает, что "...в случае принятия законопроекта его положения будут распространяться, в том числе на работников государственных (муниципальных) учреждений, что может потребовать выделения дополнительных бюджетных ассигнований. При этом в законопроекте не определены источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств".
Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний и отмечает, что "...реализация предлагаемых законопроектом изменений в части предоставления доплат работникам государственных (муниципальных) учреждений может потребовать выделения дополнительных бюджетных ассигнований, однако материалы к законопроекту не содержат анализа прогнозируемых финансово-экономических последствий, а также информации об источниках финансового обеспечения новых видов расходных обязательств".
Счетная палата Российской Федерации концептуально поддерживает инициативу, предусмотренную законопроектом. Вместе с тем, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, "...правовое регулирование института наставничества в той степени, в которой его предлагается осуществлять, не позволит в полной мере достигнуть заявленной в пояснительной записке цели по решению задач, поставленных Президентом Российской Федерации в сфере наставничества, среди которых: создание условий для наставничества (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"), а также внесение изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на определение понятий "наставник" и (или) "наставничество" (поручение Президента Российской Федерации от 25 июля 2023 г. N Пр-1470)". Введение нового вида доплат за наставничество, производимых работникам, приведет к увеличению дополнительной финансовой нагрузки на работодателей, в том числе относящихся к бюджетной сфере. Однако в условиях отсутствия понимания механизма назначения наставников, расчета размера доплат, места этих доплат в структуре фонда оплаты труда, источников финансирования этих затрат дать объективную оценку финансовым последствиям принятия федерального закона не представляется возможным. С учетом изложенного, Счетная палата Российской Федерации полагает, что "...законопроект и материалы обоснования требуют доработки".
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, считает возможным поддержать концепцию законопроекта N 575296-8 и обращает внимание на необходимость его доработки с учетом изложенных замечаний и предложений. В частности, Сторона отмечает, что "...в действующем законодательстве отсутствует термин "функция". ТК РФ определяет в статье 15 понятие "трудовая функция", которая предполагает заключение трудового договора. Говорить о новой трудовой функции возможно лишь в случае совмещения профессий (должностей), при этом другая трудовая функция может выполняться частично, что предполагает заключение дополнительного соглашения к трудовому договору. Наставничество же по своей природе является дополнительной работой, поскольку работник продолжает трудиться по своей профессии (должности) с большей интенсивностью, и оформляется дополнительным соглашением. В связи с этим предлагаем определять его как дополнительную работу путем увеличения объема работ".
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, представляющая общероссийские объединения работодателей, не представила своего мнения по законопроекту N 575296-8.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 575296-8 "О внесении изменений в статью 60.2 и статью 151 Трудового кодекса Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.