Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению рассмотрел проект федерального закона N 504954-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", внесенный депутатами Государственной Думы Г.О. Паниным, М.Л. Кисляковым, Р.В. Любарским и др. и сенаторами Российской Федерации А.В. Двойных, О.С. Забраловой (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается установить возможность одностороннего расторжения контракта заказчиком в случае выявления на стадии исполнения контракта факта предоставления недостоверных сведений в документах заявки, в том числе предоставленных для ее оценки по критериям.
В связи с данной законодательной инициативой Комитет отмечает следующее.
В настоящий момент положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), в том числе подпункт "б" пункта 1 части 15 статьи 95 данного закона, не содержат прямой нормы о праве заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" указанного пункта части 15 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя). На практике данное обстоятельство влечет невозможность включения информации о таком исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (часть 16 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ). Следовательно, запрет в течение 2 лет принимать участие в закупках, установленный частью 9 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, на такие организации и их руководителей не распространяется, что серьезно может повлиять на конкурентную среду.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах: "закон должен быть понятным, точным и недвусмысленным, понимание и толкование нормы всеми правоприменителями должно быть единообразным, нарушение же принципа формальной определенности норм допускает неограниченное усмотрение в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу" (Постановления Конституционного Суда от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 30 июля 2001 г. N 13-П, от 27 ноября 2008 г. N 11-П и др.).
Таким образом, поскольку в настоящий момент законодательство Российской Федерации не предоставляет заказчику в рамках Федерального закона N 44-ФЗ возможность одностороннего расторжения контракта в случае выявления на стадии исполнения контракта факта предоставления недостоверных сведений в документах заявки, в том числе предоставленных для ее оценки по критериям, Комитет считает, что концепция представленного законопроекта может быть поддержана.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.