Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 679613-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения гарантии сохранения прав ветеранов труда на предоставление мер социальной поддержки при их переезде на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации)"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 22 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда в России определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Также законами субъектов Российской Федерации определяется порядок и условия присвоения звания "ветеран труда".
Целью внесения данного законопроекта является устранение правового пробела, выявленного в законах о ветеранах труда, принятых в большинстве субъектах Российской Федерации в указанной сфере, и порождаемой им социальной несправедливости в отношении ветеранов труда субъектов РФ. Почётным званием "Ветеран труда" в Российской Федерации отмечаются граждане за их добросовестный многолетний труд.
Законы субъектов Российской Федерации "О ветеранах труда", в соответствии с которыми присваиваются звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на их территориях, с тем, чтобы отметить их большой вклад в развитие экономики и социальной сферы конкретного региона и Российской Федерации.
Однако, правоприменительная практика сегодня приводит к тому, что гражданин, внёсший большой вклад в развитие региона и отмеченный званием "Ветерана труда", лишается права на меры социальной поддержки в случае переезда на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации. Особенно остро данная проблема по прекращению оказания мер социальной поддержки при переезде ветеранов труда в другой субъект Российской Федерации в связи с жизненными проблемами (переезд к детям в старости, возврат на родину, где родился и есть родня и т.д.) бьет по авторитету законодательных органов и глав субъектов Российской Федерации, а также подрывает авторитет и высших государственных органов Российской Федерации.
На практике многие субъекты Российской Федерации приняли законы "О ветеранах труда", "Ветеранах труда области" с жестким требованием к лицам, которые претендуют на звание "Ветеран труда", наличие факта проживания на территории того или иного субъекта Российской Федерации.
Введение же в законодательстве субъектов РФ критерия "оседлости" для ветеранов труда нарушает принцип оценки заслуг и вклада труда и достижений ветеранов в молодости в развитие страны и обороны, а также не учитывает конституционные гарантии, установленные в статье 27 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право свободно выбирать место пребывания и жительства.
Анализ законов субъектов Российской Федерации "О ветеранах труда", "О ветеранах труда конкретной области" показывает, что эти законы не содержат нормы о сохранении права на меры социальной поддержки ветеранам, выезжающим на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации.
Более 18 лет ряд ветеранов труда обращаются во все высшие государственные органы Российской Федерации, включая Генпрокуратуру Российский Федерации, а также прокуратуры областей. Только в нескольких субъектах Российской Федерации (Амурской, Саратовской, Новосибирской областях, Республике Бурятия, Алтайском крае) руководство прокуратур проявило понимание данной проблемы и добились принятия изменений в законах "О ветеранах труда" указанных субъектов Российской Федерации о предоставлении мер социальной поддержки ветеранам труда, выехавшим на постоянное место жительство в другие субъекты Российской Федерации.
Система социальной поддержки ветеранов различных категорий включает в себя деятельность органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и представляет собой комплекс экономических, социальных, материальных мер, а также юридических гарантий, которые обеспечивают реализацию существующих прав данной категории населения.
В связи с этим, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда, не сужая перечень этих лиц, по отношению к федеральному законодательству.
В целях обеспечения правовой гарантии сохранения прав ветеранов труда, выезжающим на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации, на предоставление им заслуженных мер социальной поддержки, установленные законами субъектов Российской Федерации, в которых им было присвоено почетное звание "Ветеран труда", в данном законопроекте предлагается следующие изменения в Федеральном законе "О ветеранах" и Федеральном законе "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации":
1) в статье 1 законопроекта дополнить пункт 2 статьи 8 Федерального закона "О ветеранах" предложением "а также обеспечение гарантии реализации и сохранения мер социальной поддержки всем категориям ветеранов, указанных в статьях 2-7 настоящего Федерального закона, в том числе ветеранов труда, при их переезде на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации;", что позволит укрепить веру заслуженных граждан, что их трудовой вклад в экономику области и страны государством оценено и оно гарантирует в старости при смене места жительства сохранить право на дальнейшее предоставление им мер социальной поддержки;
2) в статье 2 законопроекта предлагается установить, что предусмотренное в пункте 2 статьи 8 Федерального закона "О ветеранах" обеспечение гарантии реализации и сохранения предоставленных мер социальной поддержки ветеранам, указанным в статьях 2-7 настоящего Федерального закона, в том числе при их переезде на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Предлагаемый в статье 2 законопроекта Порядок по обеспечению гарантии реализации и сохранения предоставленных мер социальной поддержки ветеранам, указанным в статьях 2-7 настоящего Федерального закона, в том числе при их переезде на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации, определяемый Правительством РФ, будет регулировать не только вопросы обеспечения гарантии сохранения и предоставления мер социальной поддержки в связи переездом в другой субъект Российской Федерации ветеранам труда, указанных в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", но и другим ветеранам, указанным в статьях 2-6 этого же Федерального закона "О ветеранах" при их переезде на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации.
В вышеуказанном Порядке необходимо будет отразить:
а) правовое регулирование вопросов обеспечения гарантии сохранения мер социальной помощи, предоставляемых ветеранам труда, в случае их переезда на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации:
путем разработки проекта Административного регламента по осуществлению обеспечения гарантии реализации и сохранения предоставленных мер социальной поддержки ветеранам труда, указанным в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", в том числе при их переезде на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации;
вопросов сохранения прав на предоставление мер социальной поддержки, установленных для всех ветеранов труда, указанных в статье 7 Федерального закона "О ветеранах", в том числе выезжающих из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера;
по разработке единого подхода по осуществлению автоматизированной обработки информации об учете всех ветеранов, в труда, выехавших на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации;
- по обеспечению и сохранению уровня мер социальной поддержки ветеранов труда, переехавших на постоянное место жительства по новому адресу в другом субъекте РФ, то есть профинансировать расходы на меры социальной поддержки ветеранов труда в тех же объемах, что были в предыдущем субъекте Российской Федерации;
- вести отдельный учет и отчетность, направляемые в субъекты РФ, из которых выехали ветераны труда, о расходовании средств субъектов Российской Федерации, направленных на финансирование мер социальной поддержки;
- разработать обратную информационную связь с субъектом Российской Федерации, из которого выехали ветераны труда, в части контроля личных данных указанных ветеранов труда каждые три года, отчетности о финансировании мер социальной поддержки ветеранов;
б) для реализации вышеуказанных задач Правительству Российской Федерации официально разрешить главам субъектов Российской Федерации, при необходимости, заключать двухстороннее соглашение с Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации по вопросу финансирования и отчетности о расходовании средств субъектов Российской Федерации, направленных ветеранам труда, переехавшим на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации, для предоставления мер социальной поддержки;
3) в статье 3 законопроекта предлагается в пункте 49 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" слова "социальной поддержки ветеранов труда" дополнить словами ", в том числе при их переезде на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации,".
Данное дополнение к пункту 49 части 1 статьи 44 предлагается внести в указанный Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ в целях акцентированного закрепления нормы для субъектов Российской Федерации о необходимости предоставления с сохранением уровня мер социальной поддержки ветеранам труда и в случаях их переезда на новое место жительство в другой субъект Российской Федерации.
Принятие данного законопроекта не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения гарантии сохранения прав ветеранов труда на предоставление мер социальной поддержки при их переезде на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации)"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения гарантии сохранения прав ветеранов труда на предоставление мер социальной поддержки при их переезде на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации) будет осуществляться в соответствии с изменениями, предлагаемыми для внесения в Федеральный законом "О ветеранах", а также в Федеральный закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При реализации государственной политики по предоставлению мер социальной поддержки ветеранам труда, выехавшим на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации, увеличения расходов бюджета субъектов Российской Федерации на предоставление мер социальной поддержки не прогнозируется.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения гарантии сохранения прав ветеранов труда на предоставление мер социальной поддержки при их переезде на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации)"
В связи с принятием Федерального закона ""О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части обеспечения гарантии сохранения прав ветеранов труда на предоставление мер социальной поддержки при их переезде на постоянное место жительство в другой субъект Российской Федерации)" не потребуется принятие других актов федерального законодательства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.