Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) предусматривает повышение административной ответственности за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, в том числе за осуществление данной деятельности без лицензии.
Ломозаготовительная отрасль сегодня является одной из немногих отраслей экономики, где доля теневого, серого рынка сохраняется на крайне высоком уровне. Особенностью отрасли является высокий уровень ломосдачи от физических лиц. По данным Росфинмониторинга и Банка России оборот наличных при расчетах за лом черных и цветных металлов с физическими лицами превышает 500 млрд. рублей в год.
Высокий оборот наличных на рынке порождает серые схемы его заготовки, используя нелегально приобретенные данные физических лиц ("бумажные" ломосдатчики), образуя большую цепочку посредников физических и юридических лиц, которые незаконно заготавливают лом и в последствии его легализуют через недобросовестных ломозаготовителей.
Значительные цифры сдачи лома физическими лицами подтверждает Ассоциация "Национальная саморегулируемая организация предприятий по обращению с ломом металлов, отходами производства и потребления" (Ассоциация НСРО "РУСЛОМ.КОМ"). Так, согласно ее данным, объем сдачи черного лома от физических лиц составляет 50% от всего объема собираемого в стране лома черных металлов, который составляет порядка 21 млн. тонн в год, а по цветному лому этот показатель доходит до 80% от всего объема собираемого в стране лома цветных металлов, который составляет порядка 2 млн. тонн в год.
При этом, согласно проведенному Российским экологическим оператором (ППК "РЭО") анализу состояния отрасли обращения с ТКО в 2019 - 2020 гг. доля реального лома от физических лиц, которая поступает от их жизнедеятельности (бытовой лом) составляет 3% от 450 кг общего объема образования отходов на человека в год. Остальная часть лома "физических лиц" поступает в рынок через систему нелегальных "ломозаготовителей".
Доходность серого рынка кратно превышает действующие размеры административных штрафов за административные правонарушения в области обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов.
Согласно открытым данным в 2023 году средняя стоимость лома составляет 25000 рублей за 1 тонну черных металлов и 750000 рублей за 1 тонну цветных металлов.
Исходя из ежегодного объема ломозаготовки и вышеуказанного анализа Ассоциации НСРО "РУСЛОМ.КОМ" и ППК "РЭО" объем серого рынка лома, приобретаемого через физических лиц, может составлять более 10 млн. тонн (стоимостью свыше 500 млрд. рублей).
По официальным статистическим данным МВД России, количество совершаемых административных правонарушений в указанной сфере является значительным.
Так, в 2020 году сотрудниками полиции было пресечено 12 974 административных правонарушений, в 2021 году - 14 784 административных правонарушений, в 2022 году - 13 204 административных правонарушений.
Предусмотренный действующим законодательством максимальный штраф за нарушение правил обращения с ломом и отходами металлов составляет для граждан 2 500 рублей, для должностных лиц 5 000 тысяч рублей, для юридических лиц - 100 000 тысяч рублей. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Такие размеры штрафов не являются барьером для совершения правонарушений в рассматриваемой сфере, поскольку несоразмерны получаемому нарушителем нелегальному доходу. В связи с чем, для указанных правонарушений характерна высокая повторность.
По информации Губернатора Московской области, полученной в результате анализа деятельности по заготовке лома в Московской области, оборот нелегального пункта в месяц может составлять в среднем 250 000 рублей в зависимости от специализации (лом черных, либо цветных металлов) и места нахождения.
В целях значительного снижения рентабельности нелегальных пунктов приема лома для того, чтобы работа без лицензии стала убыточной и нецелесообразной, предлагается дополнить статью 14.26 КоАП РФ частью, предусматривающей ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов без лицензии в размере административных штрафов на уровне равном, либо превышающем минимальные затраты для начала осуществления данной деятельности на основании лицензии.
В целях принятия превентивных мер в отношении физических лиц и юридических лиц, сдающих и принимающих нелегально заготовленный лом и отходы цветных и черных металлов, законопроектом предлагается установить в статье 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повышенные размеры административных штрафов за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, которые будут соразмерны получаемому нарушителями нелегальному доходу.
Установление в качестве санкций административных штрафов в увеличенных размерах закономерно, так как умышленное невыполнение или игнорирование законодательных норм в сфере обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения наносит ущерб правам и законным интересам граждан, юридических лиц и окружающей среде.
Принятие указанных поправок обосновывается повышенной общественной опасностью правонарушений в сфере обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения, стремлением усилить контроль за лицензируемой деятельностью, что в свою очередь будет способствовать корректному правомерному поведению всех субъектов правовых отношений в сфере обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения.
Законопроект согласуется с положениями Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2022 N 4260-р.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально - экономических, финансовых и иных последствий, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не повлечет необходимости увеличения штатной численности органов государственной власти.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация норм Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.