Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Замечания
по проекту федерального закона "О порядке допуска к осуществлению перевозок грузов автомобильным транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. Предлагаемые определения понятий "перевозка грузов" и "специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения" нуждаются в доработке, поскольку в этих определениях содержатся сами определяемые понятия.
Подпункты 7 и 8 части 1 статьи 2 законопроекта предлагается изложить в редакции:
"7) национальная цифровая транспортно-логистическая платформа Российской Федерации "ГосЛог" - цифровая система, включающая в себя программно-аппаратную среду, цифровые продукты, государственные информационные системы, информацию, в том числе поступающую из смежных государственных информационных систем, включая государственные информационные системы, функционирующие в сфере транспорта, а также совокупность нормативных правовых, организационных, методологических правил и процедур, обеспечивающих деятельность участников отношений, возникающих в связи с перевозками грузов;
8) цифровой продукт - программное обеспечение и (или) базы данных, технические средства и иные вычислительные ресурсы, предоставляемые в том числе посредством оказания облачных услуг по предоставлению вычислительных ресурсов и (или) облачных услуг по предоставлению программного обеспечения".
2. Согласно части 5 статьи 3 законопроекта лицо, осуществляющее перевозку грузов автотранспортным средством, в том числе с использованием прицепа или полуприцепа, при отсутствии права, предусмотренного частью 2 указанной статьи, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следует уточнить, о каком виде ответственности идет речь в проектируемой норме.
Исходя из смысла части 7 статьи 3 законопроекта на лиц, груз которых перевозится, возлагается обязанность по проверке нахождения лица, осуществляющего грузоперевозку, в реестре уведомлений о перевозке грузов. Вместе с тем в рамках иных разрешительных режимов (например, лицензирование) нормы об ответственности лица, заключившего договор на оказание услуг (выполнение работ) с лицом, не имеющим соответствующего разрешения, не предусматриваются. В связи с этим проектируемая норма требует дополнительной проработки.
Кроме того, статью 3 законопроекта следует дополнить положением, предусматривающим, что состав цифровых продуктов, государственных информационных систем и информационных ресурсов, входящих в национальную цифровую транспортно-логистическую платформу Российской Федерации "ГосЛог", определяется Положением о национальной цифровой транспортно-логистической платформе Российской Федерации "ГосЛог" (далее - платформа "ГосЛог").
3. В связи с тем, что требования к перевозочным документам содержатся в Федеральном законе "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", нуждаются в доработке положения статьи 4 законопроекта.
Из части 3 статьи 4 законопроекта неясно, о каком предусмотренном Федеральным законом "О бухгалтерском учете" документе, содержащем сведения о грузе, идет речь.
4. Статьей 5 законопроекта предлагается установить требование к финансовой состоятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по перевозке грузов: финансовая состоятельность должна подтверждаться отсутствием недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем отсутствие только лишь недоимки по налогам и сборам не может свидетельствовать о финансовой состоятельности (несостоятельности) грузоперевозчика.
Следует также проработать вопрос о предъявлении к грузоперевозчикам требования об отсутствии неуплаченных штрафов, назначенных за конкретные правонарушения (например, штрафов, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, за невнесение платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортным средством, имеющим разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, за нарушение установленных требований к использованию тахографа и иные).
Таким образом статью 5 законопроекта целесообразно переработать.
5. В пункте 7 части 7 статьи 8 законопроекта определен перечень сведений, которые могут быть включены в реестр по инициативе юридического лица, индивидуального предпринимателя, планирующих осуществлять грузоперевозки, но не предусмотрен механизм актуализации сведений и подтверждения их достоверности. В связи с этим необходимость указанного пункта законопроекта нуждается в проработке.
6. Поскольку проверка сведений, представляемых юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем в уведомлении, в соответствии с частью 3 статьи 9 законопроекта будет осуществляться в автоматическом режиме, в части 6 статьи 8 законопроекта необходимо указать, что включение сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в реестр осуществляется в день подачи уведомления. Аналогичное замечание имеется в отношении сроков, предусмотренных в частях 7-9 статьи 9 и в пункте 1 части 1 статьи 11 законопроекта.
7. С учетом положения части 6 статьи 9 законопроекта в первом предложении части 1 данной статьи законопроекта следует предусмотреть возможность направления заявителем в уполномоченный орган уведомления об изменении сведений, указанных в пунктах 4 и 5 части 7 статьи 8 законопроекта.
В абзаце втором части 2 статьи 9 законопроекта требуется уточнить, о каком "отдельном" уведомлении идет речь, поскольку все виды уведомлений обозначены в части 1 данной статьи.
В части 11 статьи 9 законопроекта следует исключить указание на усиленную квалифицированную электронную подпись заявителя.
8. В связи с тем, что оценка соблюдения отдельных требований, предъявляемых к грузоперевозчикам, осуществляется в рамках соответствующих видов контроля (надзора) и устранение нарушений происходит на основании выданного органом контроля (надзора) предписания, положения статьи 10 законопроекта нуждаются в корректировке. В том числе требуется указать вид государственного контроля (надзора), в рамках которого предполагается осуществлять оценку соблюдения контролируемыми лицами предусматриваемых законопроектом обязательных требований.
9. Частью 2 статьи 11 законопроекта предусмотрены случаи, в которых уполномоченный орган обращается в суд с заявлением об исключении сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе из реестра. Целесообразно до исключения сведений о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе из реестра проработать возможность приостановки права осуществления деятельности по грузоперевозке на определенный период. Кроме того, следует уточнить положения законопроекта в части возможности или невозможности осуществления грузоперевозок в период рассмотрения судом соответствующего заявления.
Частью 3 статьи 11 законопроекта предлагается определить, что уполномоченный орган исключает из реестра сведения о транспортом средстве, в том числе при поступлении от перевозчика или собственника (арендодателя) транспортного средства сведений о прекращении права владения указанным транспортным средством. При этом сведения должны быть подтверждены копией документа, подтверждающего право собственности или иное законное основание владения указанным транспортным средством, копией документа, удостоверяющего личность собственника транспортного средства или представителя юридического лица, копией документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица действовать от имени этого юридического лица. С учетом того, что соответствующая информация может передаваться в уполномоченный орган посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), указанные виды документов следует ограничить документами, подтверждающими иное законное основание владения транспортным средством.
В части 4 статьи 11 законопроекта необходимо уточнить механизм обжалования решения об исключении сведений о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе, автотранспортном средстве из реестра, а также указать, о каких законодательных актах, предусматривающих порядок такого обжалования, идет речь.
Требуется проработать вопрос об актуализации сведений о транспортных средствах, включенных в реестр, в случае, если от грузоперевозчика или собственника не поступила информация о прекращении права владения транспортным средством.
Следует также предусмотреть возможность внесения изменений в реестр в части включения в него информации о транспортном средстве после внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой его собственника.
10. При доработке статьи 12 законопроекта необходимо учесть, что в соответствии с Федеральным законом "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" указанный эксперимент проводится в определенных субъектах Российской Федерации и на временной основе (до 31 декабря 2028 г. включительно).
11. С учетом проектируемых положений статьи 13 законопроекта требуется дополнительное обоснование целесообразности распространения на самозанятых обязанностей, предусмотренных частью 4 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в отношении водителей такси, в частности необходимости прохождения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров.
12. Законопроект следует дополнить нормой о периодическом обновлении сведений в составе реестровой записи с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
13. Рекомендуется рассмотреть целесообразность систематизации проектируемого законопроектом порядка регулирования начала осуществления юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (самозанятыми), деятельности по предоставлению услуг по перевозке грузов и порядка регулирования, сохраняющегося в рамках Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей посредством формирования сведений в единой информационной системе.
14. Следует уточнить, как согласуются положения законопроекта с положениями Программы поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств - членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 год, утвержденной в соответствии с пунктом 6 раздела II Протокола о скоординированной (согласованной) транспортной политике, являющегося Приложением N 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе, решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 года. N 13.
Это необходимо сделать применительно к положениям, касающимся содержания реестра (пункты 2, 3 и 6 части 7 статьи 8 законопроекта), подтверждения сведений, указанных в уведомлении (пункт 3 части 3 статьи 9 законопроекта), оснований отказа во включении сведений в реестр (пункты 3-5 части 5 статьи 9 законопроекта), обеспечения беспрепятственного создания и использования личного кабинета перевозчика (части 1, 6, 7 и 10 статьи 9, части 1, 3 и 4 статьи 10, часть 3 статьи 11 законопроекта), статуса водителя транспортного средства (часть 5 статьи 4 законопроекта), в связи с тем, что проектируемые положения (с учетом части 3 статьи 1 законопроекта) фактически будут распространяться на каботажные перевозки.
15. Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона, нуждается в доработке с учетом предусматриваемых законопроектом полномочий федеральных органов исполнительной власти.
Кроме того, в указанном перечне следует указать, что требуются принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о национальной цифровой транспортно-логистической платформе Российской Федерации "ГосЛог" и внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности".
16. Финансирование мероприятий по созданию электронного реестра уведомлений о перевозке грузов на основе национальной цифровой транспортно-логистической платформы Российской Федерации "ГосЛог" (далее - платформа "ГосЛог") предполагается осуществлять за счет перераспределения средств в рамках объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных Минтрансу России в 2025 году. В связи с этим требуется оценка объемов финансирования и наличия финансовых средств на разработку, внедрение и эксплуатацию платформы "ГосЛог", а также дополнительных затрат в целях реализации федерального закона. Указанные сведения и информацию об источниках финансирования эксплуатации реестра уведомлений о перевозке грузов следует привести в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
Кроме того, в финансово-экономическом обосновании к законопроекту необходимо дать оценку потребности в увеличении штатной численности сотрудников Ространснадзора и в дополнительных средствах федерального бюджета для реализации полномочий, предусматриваемых положениями законопроекта.
17. С учетом срока введения в эксплуатацию платформы "ГосЛог" дату вступления федерального закона в силу целесообразно установить не ранее 1 сентября 2025 года.
18. Кроме того, по тексту законопроекта имеются замечания, требующие комплексной юридико-технической и редакционной проработки, в том числе на предмет соответствия используемых терминов терминологии Налогового кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
<< Назад |
||
Содержание Письмо Правительства Российской Федерации от 13 июня 2024 г. N ДГ-П50-17693 "Заключение на проект федерального закона N 647526-8... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.