Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 639652-8 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2023 год"
Досье на проект федерального закона
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) за 2023 год исполнен в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. N 468-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" (далее - Федеральный закон N 468-ФЗ), а также сводной бюджетной росписью бюджета Фонда с учетом внесенных в нее изменений в течение отчетного года (далее - уточненная сводная роспись) и сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2023 год в части межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету Фонда.
Основные показатели исполнения бюджета Фонда за 2023 год характеризуются следующими данными:
(млн. рублей) | |||||
Наименование показателя |
Утверждено на 2023 год Федеральным законом N 468-ФЗ |
Уточненная сводная бюджетная роспись на 2023 год |
Кассовое исполнение за 2023 год |
Кассовое исполнение в % к: |
|
Федеральному закону N 468-ФЗ |
уточненной сводной бюджетной росписи |
||||
Доходы |
3 135 418,3 |
- |
3 290 685,6 |
105,0 |
- |
Расходы |
3 219 312,1 |
3 252 611,7 |
3 185 912,9 |
99,0 |
97,9 |
Дефицит (-), профицит (+) |
-83 893,8 |
- |
+104 772,7 |
- |
- |
Несмотря на сложную экономическую ситуацию и возросшее санкционное давление, фактические доходы бюджета Фонда получены с превышением прогнозируемого объема, что обеспечило выполнение всех принятых на 2023 год социальных обязательств.
В 2023 году доходы бюджета Фонда по сравнению с 2022 годом увеличились на 371 271,2 млн. рублей, или на 12,7%.
Расходы бюджета Фонда за тот же период увеличились на 388 854,2 млн. рублей, или на 13,9%.
Из федерального бюджета в бюджет Фонда предоставлены межбюджетные трансферты в размере 428 928,2 млн. рублей (99,9% от утвержденного объема).
Размер межбюджетных трансфертов, переданных бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с заявками, представленными в Фонд, на оплату родового сертификата и на осуществление специальной социальной выплаты медицинским работникам составил 87 651,3 млн. рублей.
Бюджет Фонда за 2023 год исполнен с профицитом в размере 104 772,7 млн. рублей.
Доходы бюджета Фонда
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС)
Основным источником доходов бюджета Фонда являются страховые взносы на ОМС. В 2023 году их доля в общем объеме расходов бюджета Фонда составила 85,7%.
Особенность формирования страховых взносов на ОМС в 2023 году связана с новым порядком их исчисления и уплаты в связи с вступившими в силу с 1 января 2023 года Федеральными законами от 14 июля 2022 г. N 239-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 18 и 19 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" и от 14 июля 2022 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия пункта 1 статьи 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации", предусматривающими установление единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов; единого тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на ОМС; единых пониженных тарифов страховых взносов, повлекших определение единого круга застрахованных лиц по различным видам обязательного социального страхования.
Страховые взносы на ОМС в 2023 году, уплаченные работодателями, индивидуальными предпринимателями за работающее население и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации за неработающее население, поступили в бюджет Фонда на сумму 2 821 074,6 млн. рублей (105,0% от утвержденного объема). По сравнению с 2022 годом их объем увеличился на 259 707,2 млн. рублей, или на 10,1%.
Страховые взносы на ОМС работающего населения
В доходах бюджета Фонда страховые взносы на ОМС работающего населения занимают 58,4%.
Основной категорией плательщиков страховые взносы уплачивались в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации едиными тарифами страховых взносов в следующих единых размерах: в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 30%; свыше установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов - 15,1%, льготными категориями плательщиков - по единым пониженным тарифам страховых взносов, установленным статьей 427 Налогового кодекса Российской Федерации. Норматив отчисления в части ОМС по вышеуказанным категориям плательщиков в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации составляет 18,3%.
Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей, уплачивали страховые взносы на ОМС по тарифу 5,1%.
Плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в случае если величина их дохода за расчетный период 2023 года не превышала 300 тыс. рублей, уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на ОМС в совокупном фиксированном размере 45,8 тыс. рублей. Норматив отчисления в части ОМС - 19,8922%.
Общий объем поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения в 2023 году составил 1 923 193,7 млн. рублей, или 107,5% от утвержденного объема (1 788 237,8 млн. рублей), в том числе:
1) страховые взносы, уплаченные работодателями - 1 918 368,0 млн. рублей, из них:
- страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в части ОМС - 1 713 479,9 млн. рублей;
- страховые взносы на ОМС с выплат в пользу прокуроров, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, судей федеральных судов, мировых судей - 8 781,0 млн. рублей;
- страховые взносы на ОМС работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 года - 196 107,1 млн. рублей;
2) страховые взносы в фиксированном размере - 4 825,7 млн. рублей.
По сравнению с 2022 годом поступления страховых взносов на ОМС работающего населения увеличились на 175 603,0 млн. рублей, или на 10,0%.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения
В доходах бюджета Фонда страховые взносы на ОМС неработающего населения занимают 27,3%.
В 2023 году уплата уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации страховых взносов на ОМС неработающего населения осуществлялась в соответствии с требованиями статьи 23 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ).
Объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения в 2023 году составил 897 880,8 млн. рублей, или 99,97% от утвержденного годового объема (898 147,0 млн. рублей), рассчитанного в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 326-ФЗ, исходя из численности неработающих застрахованных лиц по ОМС на 1 января 2022 года в количестве 80 860 323 человек и тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения, установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения" в размере 18 864,6 рубля.
По сравнению с 2022 годом объем поступлений страховых взносов на ОМС неработающего населения возрос на 84 104,2 млн. рублей, или на 10,3%, в том числе за счет увеличения коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг, в связи с изменением с 2023 года порядка его расчета, учитывающего не только значение прогнозного индекса потребительских цен, но и темп роста среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций в предшествующем календарном году.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения за 2023 год уплачены 84 субъектами Российской Федерации и г. Байконур, задолженности по их уплате не имеется.
Однако, Правительством Республики Ингушетия не выполнено поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 25 декабря 2023 г. N ТГ-П12-21130 обеспечить расходные обязательства по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения на основе представленного в Минфин России кассового плана исполнения бюджета Республики Ингушетия в декабре 2023 года.
Министерством здравоохранения Республики Ингушетия, наделенным полномочием страхователя для неработающих граждан, страховой взнос за декабрь 2023 года в сумме 271 979,0 тыс. рублей не уплачен.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета
В 2023 году общая сумма бюджетных ассигнований, переданных Фонду из федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов, составила 428 928,2 млн. рублей или 99,9% от утвержденного годового объема (429 427,1 млн. рублей), в том числе:
на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в соответствии с клиническими рекомендациями (протоколами лечения) - 140 000,0 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема;
на обеспечение нестраховых расходов (оплата высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, и родового сертификата) - 129 538,2 млн. рублей, или 99,6% от утвержденного объема (связано с перераспределением субсидии медицинским организациям частной системы здравоохранения);
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий страхователей - 149 390,0 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема;
на дополнительное финансовое обеспечение оказания специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи по медицинской реабилитации - 10 000,0 млн. рублей, или 100% от утвержденного объема.
Общий объем межбюджетных трансфертов, предоставленных в 2023 году из федерального бюджета бюджету Фонда, увеличился по сравнению с 2022 годом на 102 900,9 млн. рублей или на 31,6% и составил в доходах бюджета Фонда 13,0%. Указанное увеличение объема межбюджетных трансфертов обусловлено ростом на 101 888,5 млн. рублей, или в 3,1 раза выделяемых межбюджетных трансфертов на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи введением единых тарифов страховых взносов и установлением норматива отчисления в Фонд в размере 18,3%, приводящих к уменьшению тарифа страхового взноса в Фонд с 5,0% до 2,8% для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Налоговые доходы
Общий объем налоговых доходов составил 24 166,8 млн. рублей, что в 1,7 раза больше утвержденного годового объема (14 915,0 млн. рублей), в том числе:
налог на профессиональный доход - 21 898,3 млн. рублей;
налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - (-2,0) млн. рублей;
налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - (-0,5) млн. рублей;
минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - 0,2 млн. рублей;
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 г.) - (-0,2) млн. рублей;
недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд - (-2,2) млн. рублей;
единый социальный налог, зачисляемый в бюджет Фонда - 5,4 млн. рублей;
недоимка, пени и штрафы по взносам в Фонд - (-0,2) млн. рублей;
суммы пеней, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, распределяемые в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части ОМС - 2 272,3 млн. рублей;
штрафы по страховым взносам на ОМС работающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2023 г. - (-4,5).
Превышение размера поступивших в 2023 году налоговых доходов против утвержденных объемов объясняется увеличением в 1,5 раза поступлений налога на профессиональный доход по сравнению с запланированным объемом (14 913,5 млн. рублей) за счет роста численности налогоплательщиков на 2 711,4 тыс. человек (на 41,3%) и налоговой базы на 1 421 462,3 млн. рублей (на 80,3%).
Прочие безвозмездные поступления
Доходы бюджета Фонда от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 16 428,0 млн. рублей, что в 3,5 раза больше утвержденного годового объема (4 690,3 млн. рублей), из них:
от возврата организациями остатков субсидий прошлых лет - 9,9 млн. рублей;
на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также профилактического медицинского осмотра ребенка в течение первого года жизни - 0,2 млн. рублей;
на финансовое обеспечение организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации - 5 448,0 млн. рублей;
на осуществление единовременных выплат медицинским работникам - 44,0 млн. рублей;
на финансовое обеспечение формирования нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала - 10 727,1 млн. рублей;
на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения - 63,5 млн. рублей;
от возврата остатков иных межбюджетных трансфертов прошлых лет на дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией -135,3 млн. рублей.
Прочие неналоговые доходы
Прочие неналоговые доходы поступили в бюджет Фонда в сумме 88 млн. рублей, в том числе:
прочие доходы от компенсации затрат бюджета Фонда - 69,8 млн. рублей;
денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части бюджета Фонда) -16,6 млн. рублей;
прочие неналоговые доходы -1,6 млн. рублей.
Расходы бюджета Фонда
Расходы на предоставление субвенций
В расходах бюджета Фонда основную долю (86,2%) составляют субвенции бюджетам территориальных фондов ОМС (далее - территориальные фонды) на осуществление переданных в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 326-ФЗ полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации.
В 2023 году бюджетам территориальных фондов предоставлены субвенции в размере 2 746 343,6 млн. рублей (99,98% от утвержденного размера). По сравнению с 2022 годом размер субвенции возрос на 285 069,4 млн. рублей или на 11,6%.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 326-ФЗ субвенция предоставлялась в бюджет территориального фонда сразу после поступления в бюджет Фонда страховых взносов на ОМС неработающего населения из бюджета субъекта Российской Федерации. Однако, Республикой Ингушетия страховые взносы за неработающее население за декабрь 2023 года не уплачены, ввиду чего субвенция за указанный месяц не предоставлена.
Субвенция обеспечила подушевой норматив за счет средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС в сумме 15 823,6 рублей, предусмотренный Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Предоставленная в 2023 году субвенция обеспечила сбалансированность базовой программы ОМС на территориях всех регионов.
Средства ОМС позволили увеличить профилактические мероприятия в 2023 году на 23 млн. человек. В целом профилактические мероприятия прошли 82,8 млн. человек.
Объемы медицинской помощи по диспансерному наблюдению за гражданами с хроническими заболеваниями и проведению медицинской реабилитации в дневных стационарах по итогам 2023 года возросли на 27%.
В рамках территориальных программ ОМС за счет субвенции оплачено 718,7 тыс. законченных случаев высокотехнологичной медицинской помощи, что на 28,8 тыс. случаев больше, чем в 2022 году.
Расходы на выполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации, от 23 ноября 2023 г. N 3308-р средства нормированного страхового запаса Фонда в размере 30 427,3 млн. рублей направлены на предоставление иных межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов на дополнительное финансовое обеспечение медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным по ОМС, в рамках реализации территориальных программ ОМС в 2023 году, имея в виду сохранение в 2023 году целевых показателей оплаты труда отдельных категорий медицинских работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
В медицинских организациях, участвующих в реализации территориальных программ ОМС, с учетом доли средств ОМС в общем размере оплаты труда, заработная плата врачей составила 114,3 тыс. рублей или 209,4% от среднемесячного трудового дохода в экономике, среднего медицинского персонала - 54,5 тыс. рублей (99,7%), младшего медицинского персонала - 46,7 тыс. рублей и выросла по сравнению с 2022 годом на 9,1%.
Расходы на предоставление застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями, в рамках базовой программы ОМС
В соответствии с Правилами распределения и перераспределения объемов предоставления специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включенной в базовую программу ОМС, между медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. N 682, между федеральными медицинскими организациями на 2023 год распределено 2 207,8 тыс. случаев медицинской помощи на сумму 187 742,1 млн. рублей (с учетом распределения объемов высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда уникальных методов лечения, применяемых при сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов, в количестве 1 233 случая на сумму 3 266,3 млн. рублей), что превышает плановые показатели 2022 года на 5,85% по объемам медицинской помощи (2 085,9 тыс. случаев) и на 19,1% по финансовому обеспечению (157 679,1 млн. рублей).
Указанные средства на оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой федеральными медицинскими организациями в условиях дневного и круглосуточного стационара в рамках базовой программы ОМС, (163 644,0 млн. рублей) предусмотрены в 2023 году в расходах бюджета Фонда.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2023 г. N 794-р внесены изменения в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда в части направления в 2023 году остатков средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2023 года (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета,- и остатков средств, являющихся источниками внутреннего финансирования дефицита Фонда) в объеме 3 305,7 млн. рублей в соответствии с целевым назначением на оплату специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказанной в 2022 году сверх распределенного объема предоставления медицинской помощи и размера финансового обеспечения федеральными медицинскими организациями в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2023 г. N 2707-р внесены изменения в сводную бюджетную роспись бюджета Фонда в части направления в 2023 году средств нормированного страхового запаса Фонда в размере 24 530,7 млн. рублей на дополнительное финансовое обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказанной федеральными медицинскими организациями в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС.
По итогам 2023 года общее количество госпитализаций, оказанных федеральными медицинскими организациями и принятых к оплате, составило 2 095,99 тыс. случаев.
Оплата медицинской помощи федеральным медицинским организациям осуществлялась на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС, по форме, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 1396н, в соответствии с представленными реестрами счетов и счетов на оплату медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
На указанные цели федеральным медицинским организациям в 2023 году перечислено 186 449,5 млн. рублей, или 113,9% к утвержденному объему. По сравнению с 2022 годом объем финансового обеспечения федеральных медицинских организаций на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС увеличился на 30 250,4 млн. рублей или на 19,4%.
В 2023 году отмечается увеличение средней стоимости случаев специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказанной федеральными медицинскими организациями, что обусловлено следующими факторами:
увеличением объемов высокотехнологичной медицинской помощи с использованием ряда уникальных методов лечения (далее - ВМП-3), применяемых в сердечно-сосудистой хирургии и трансплантации органов, со стоимостью случая от 1,6 млн. рублей до 8,3 млн. рублей. В 2022 году доля ВМП-3 в общем объеме высокотехнологичной медицинской помощи составляла 0,19% (457 случаев на сумму 1 147,74 млн. рублей), в 2023 году - 0,51% (1 214 случаев на сумму 3 208,48 млн. рублей);
увеличением доли сложных, тяжелых случаев лечения (с коэффициентом относительной затратоемкости равным 2 и более и высокотехнологичной медицинской помощи) в общем объеме специализированной медицинской помощи, оказанной федеральными медицинскими организациями в рамках базовой программы ОМС с 41,1% в 2022 году до 44,3% в 2023 году.
Расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС
В 2023 году на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, из бюджета Фонда направлено 119 824,8 млн. рублей (99,6% от утвержденного объема), в том числе:
117 947,1 млн. рублей (100,3%) - субсидии федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении указанных федеральных государственных учреждений, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 1302 "Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями";
1 877,7 млн. рублей (67,6%) - субсидии медицинским организациям частной системы здравоохранения в целях финансового обеспечения затрат, возникающих в связи с оказанием высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2019 г. N 56 "Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, оказываемой гражданам Российской Федерации медицинскими организациями частной системы здравоохранения".
Неполное использование средств связано с перераспределением субсидии медицинским организациям частной системы здравоохранения во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 8 июня 2023 г. N ТГ-П12-7357 о предоставлении в 2023 году ООО "Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем им. Сергея Березина" субсидии в размере 1 877,7 млн. рублей.
Объем финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в 2023 году по сравнению с 2022 годом увеличился на 7 307,0 млн. рублей (на 6,5%).
Соглашения о порядке и об условиях предоставления из бюджета Фонда субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, заключены со 142 федеральным государственным учреждением, включенным в Перечень федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенной в базовую программу ОМС, утвержденный приказом Минздрава России от 29 июля 2022 г. N 518н.
Соглашения о порядке и об условиях предоставления бюджетных ассигнований из бюджета Фонда медицинским организациям частной системы здравоохранения на указанные цели заключены с одной медицинской организацией частной системы здравоохранения, включенной в Перечень медицинских организаций частной системы здравоохранения, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу ОМС, гражданам Российской Федерации, утвержденный приказом Минздрава России от 27 декабря 2019 г. N 1101н.
В 2023 году высокотехнологичная медицинская помощь, не включенная в базовую программу ОМС, оказана федеральными государственными учреждениями в объеме 292,0 тыс. случаев, частной медицинской организацией - 650 случаев. В 2023 году основные объемы медицинской помощи оказывались по профилям "Сердечно-сосудистая хирургия", "Онкология", "Травматология и ортопедия".
Общий объем оказанной высокотехнологичной медицинской помощи, включенной и не включенной в базовую программу ОМС составил 1 249,6 тыс. пациентов, что на 12,9 тыс. (на 1,0%) больше 2022 года.
Софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала
В 2023 году на софинансирование расходов медицинских организаций на оплату труда медицинских работников в бюджеты территориальных фондов, для приема на работу врачей и специалистов из числа среднего медицинского персонала направлено 5 714,6 млн. рублей или 76,7% от утвержденного объема (7 446,7 млн. рублей).
Неполное использование средств на указанные цели объясняется тем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1910 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС для софинансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала" установлено, что начиная с 7-го месяца года предоставления иных межбюджетных трансфертов размер иных межбюджетных трансфертов, подлежащих ежемесячному перечислению бюджету территориального фонда соответствующего субъекта Российской Федерации, уменьшается на сумму остатков средств, образовавшихся в результате неполного использования территориальным фондом иных межбюджетных трансфертов в текущем году. Так, начиная с июля, межбюджетные трансферты не направлялись в 24 территориальных фонда ОМС ввиду наличия остатков на счетах, превышающих размер ежемесячных трансфертов.
Наряду с этим, дополнительные средства из резерва в 2023 году запрашивали 52 территориальных фондов на общую сумму 1 487,6 млн. рублей (99,9% от утвержденного объема резерва 1 489,3 млн. рублей).
По результатам анализа информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья и территориальных фондов основными причинами низкого освоения средств названы:
трудовая миграция медицинских работников в субъекты Российской Федерации с более высоким уровнем оплаты труда;
переход медицинских работников в частные или ведомственные медицинские организации;
выход на пенсию медицинских работников; увольнение медицинских работников старшего возраста в связи с повышением интенсивности труда;
невыполнение выпускниками медицинских высших учебных заведений обязательств по договору о целевом обучении в части последующего трудоустройства в государственные учреждения здравоохранения и другие.
Расходы на осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинских работников за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации
В 2023 году осуществление денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний осуществлялось в соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. N 1940.
Фактические расходы бюджета Фонда на указанные цели в 2023 году составили 24,8 млн. рублей или 45,9% от утвержденного объема (54,0 млн. рублей).
Неполное использование средств на указанные цели объясняется тем, что предоставление средств из бюджета Фонда производилось с учетом требований пункта 5 вышеназванных Правил, согласно которому, начиная с 7-го месяца года размер иных межбюджетных трансфертов, подлежащих ежемесячному перечислению бюджету территориального фонда соответствующего субъекта Российской Федерации, уменьшается на сумму остатков средств, образовавшихся в результате неполного использования территориальным фондом иных межбюджетных трансфертов в текущем году.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2022 г. N 3860-р о распределении в 2023 году иных межбюджетных трансфертов из бюджета Фонда бюджетам территориальных фондов на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения предусмотрен резерв в размере 8,1 млн. рублей (15% от утвержденного объема), который использован на 13,6%. Заявки на предоставление дополнительных средств из резерва поступили от территориальных фондов 10-ти регионов: Республики Алтай, Республики. Карелия, Карачаево-Черкесской Республики, Алтайского и Красноярского краев, Иркутской, Калининградской, Московской областей, города федерального значения Севастополь, Ненецкого автономного округа на общую сумму 1,1 млн. рублей и полностью обеспечены средствами из бюджета Фонда.
На уровне использования средств сказалось также наличие случаев несвоевременного установления диспансерного наблюдения за пациентами с онкологическими заболеваниями (более 3 рабочих дней), что не дает право на выплаты, а также незначительный размер денежной выплаты для конкретного медицинского работника (250 и 500 рублей).
В целях повышения мотивации у медицинских работников к раннему выявлению онкологических заболеваний, а также более эффективной реализации мероприятий по осуществлению денежных выплат постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2024 г. N 120 внесены изменения в Правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС на финансовое обеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2019 г. N 1940, согласно которым стимулирующая выплата в размере 1 тыс. рублей за каждый случай впервые выявленного онкологического заболевания, диагноз которого подтвержден результатами соответствующих диагностических инструментальных и (или) лабораторных исследований, установлена только для медицинского работника, направившего пациента на осмотр (консультацию) врача-онколога, с исключением условия получения денежных выплат о своевременном установлении диспансерного наблюдения.
Расходы на оплату родового сертификата
Финансовое обеспечение расходов на оплату медицинским организациям услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни за счет межбюджетных трансфертов Фонда осуществлялось в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. N 1233 "О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг, оказанных женщинам в период беременности (услуг по оказанию медицинской помощи и по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также услуг по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни".
На указанные цели из бюджета Фонда бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году перечислена по заявочному принципу И 715,1 млн. рублей или 77,2% от запланированного объема (15 166,1 млн. рублей). Представленные в 2023 году заявки Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации профинансированы в полном объеме. Неполное использование средств на указанные цели объясняется более низким уровнем рождаемости по сравнению с прогнозируемым.
Расходы на осуществление специальной социальной выплаты медицинским работникам
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. N 2568 "О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе ОМС либо территориальных программах ОМС" с 1 января 2023 г. установлена специальная социальная выплата отдельным категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы ОМС либо территориальных программ ОМС, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Учитывая введение нового расходного обязательства для бюджета Фонда, не имеющего аналогов, объем расходов на финансовое обеспечение специальной социальной выплаты медицинским работникам на 2023 год прогнозировался на общую численность медицинских работников медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, центральных районных, районных и участковых больниц, станций (отделений) скорой медицинской помощи в количестве 1 193,6 тыс. человек.
В соответствии с заявками Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на указанные цели было перечислено 75 936,2 млн. рублей.
Представленные в 2023 году заявки Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации профинансированы в полном объеме.
Специальную социальную выплату в 2023 году получили 989 тыс. медицинских работников, из них 65% врачей, работающих в сфере ОМС, 70% - среднего медицинского персонала, 47% - младшего медицинского персонала.
Неполное освоение средств на указанные цели в 2023 году связано с меньшим количеством медицинских работников, которым фактически установлена специальная социальная выплата в соответствии с вышеназванным постановлением Правительства Российской Федерации.
Расходы на финансовое обеспечение отдельных решений Правительства Российской Федерации
1. Возмещение расходов на оказание медицинской помощи, включая медицинскую реабилитацию, входящей в базовую программу ОМС, специальному военному контингенту.
Финансовое обеспечение оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации, заключившим контракт (имевшим иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, и не являющимся военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации или лицами, приравненными к ним, в медицинских организациях государственной (муниципальной) системы здравоохранения Российской Федерации, осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2023 г. N 775. На указанные цели Территориальному фонду ОМС Краснодарского края было выделено 23,1 млн. рублей, Московскому городскому фонду ОМС - 1 003,9 млн. рублей.
Представленные в 2023 году заявки названных территориальных фондов профинансированы в полном объеме.
2. Возмещение расходов на оказание специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи застрахованным лицам, проживающим на территориях новых регионов, в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2023 г. N 1299 "Об утверждении Правил предоставления в 2023 году средств из бюджета Федерального фонда на возмещение расходов, связанных с оказанием специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Донецкий государственный медицинский университет имени М. Горького" Министерства здравоохранения Российской Федерации и федеральным государственным бюджетным учреждением "Институт неотложной и восстановительной хирургии имени В.К. Гусака" Министерства здравоохранения Российской Федерации застрахованным по ОМС гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в соответствии с едиными требованиями базовой программы ОМС", в целях возмещения расходов, связанных с оказанием специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи застрахованным по ОМС гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, ФГБОУ ВО "Донецкий государственный медицинский университет имени М. Горького" перечислены межбюджетные трансферты в размере 129,2 млн. рублей, ФГБУ "Институт неотложной и восстановительной хирургии имени В.К. Гусака" - 314,1 млн. рублей. Представленные в 2023 году заявки указанными медицинскими организациями профинансированы Фондом в полном объеме.
В 2023 году в ФГБОУ ВО "Донецкий государственный медицинский университет имени М. Горького" оказано 1810 случаев специализированной медицинской помощи и 31 случай высокотехнологичной медицинской помощи; в ФГБУ "Институт неотложной и восстановительной хирургии имени В.К. Гусака" - 3 065 случаев специализированной медицинской помощи и 500 случаев высокотехнологичной медицинской помощи.
3. Межтерриториальные расчеты за оказание медицинской помощи гражданам, проживающим на территориях новых регионов.
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 2023 г. N 1696 устанавливает Правила предоставления в 2023 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской Области и Херсонской области) на возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в рамках базовой программы ОМС.
На возмещение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по ОМС, проживающим на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в рамках базовой программы ОМС, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2023 г. N 2835-р в федеральный бюджет было перечислено 68,9 млн. рублей, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2023 г. N 3829-р - 74,0 млн. рублей.
Указанные средства в 2023 году обеспечили оплату 3 102 случаев медицинской помощи.
4. Финансовое обеспечение социальной выплаты медицинским работникам военных госпиталей.
В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 9 марта 2023 г. N 551-р и от 29 декабря 2023 г. N 4052-р на финансовое обеспечение осуществления социальной выплаты медицинским и иным работникам, оказывающим медицинскую помощь (участвующим оказании и обеспечивающим оказание медицинской помощи) лицам, получившим ранения (увечья, травмы, контузии) в ходе специальной военной операции, а также проводящим и участвующим в проведении судебно-медицинской экспертизы, в федеральный бюджет было перечислено 5 305,9 млн. рублей.
5. Дополнительное финансовое обеспечение территориальных программ ОМС Республики Калмыкия и Республики Карелия.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. N 4031-р на софинансирование расходных обязательств Республики Калмыкия и Республики Карелия по дополнительному финансовому обеспечению территориальных программ ОМС в федеральный бюджет было перечислено 959,8 млн. рублей.
Расходы на изготовление и доставку полисов ОМС
Объем бюджетных ассигнований на изготовление и доставку полисов ОМС на 2023 год планировался с учетом положений Федерального закона от 6 декабря 2021 г. N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния", согласно которым полис ОМС с 1 декабря 2022 г. может быть выдан в виде документа на материальном носителе, предназначенном для нанесения, хранения и передачи полиса, а также в виде штрихового кода (графической информации в кодированном виде), выполненного посредством использования федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", что ведет к снижению количества полисов ОМС на материальном носителе.
В связи с поэтапным переходом на электронный полис ОМС их количество на материальном носителе на 2023 год планировалось с уменьшением на 10% с объемом доходов в размере 1 246,6 млн. рублей.
Учитывая, что в 2023 году был осуществлен полный переход на выдачу полисов ОМС в электронном виде, изготовление полисов ОМС и их выдача на материальном носителе прекращена и средства на указанные цели, запланированные в бюджете Фонда на 2023 год, не использовались.
Расходы на обеспечение деятельности Фонда
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и других мероприятий, связанных с деятельностью Фонда, в 2023 году составили 1 463,5 млн. рублей, или 94,1% к утвержденным объемам (1 555,5 млн. рублей). В общих расходах бюджета Фонда на долю управленческих расходов приходится всего 0,05%.
Экономия средств, против утвержденных Федеральным законом N 468-ФЗ объемов, сложилась по результатам проведенных конкурсных процедур по закупке товаров и услуг для нужд Фонда.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2023 год"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2023 год", не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2023 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2023 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2023 год"
Принятие Федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2023 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.