Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О рекламе" (далее - законопроект) предлагается обязать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять обзвон граждан с целью распространения рекламы только с официальных номеров контактных телефонов. Официальные номера контактных телефонов юридических лиц или индивидуальных предпринимателей должны быть размещены на официальном сайте организации при его наличии.
Согласно данным одного из крупнейших сотовых операторов его клиенты в 2023 году получили как минимум 8 млрд спам-звонков (на 36% больше, чем в 2022 году), а один абонент каждый месяц в среднем получает 8-9 звонков с нежелательной рекламной информацией. С действиями телефонных мошенников и спамеров в том или ином виде периодически сталкивается более 94% клиентов сотовых операторов. Несмотря на меры сотовых операторов для борьбы со спам-звонками (антиспам-системы, которые автоматически блокируют подобные звонки, приложения определителей номеров и т.д.), их количество увеличивается и по оценкам экспертов в ближайшие годы число спам-звонков будет только расти.
Недобросовестные компании, осуществляющие спам-звонки, пользуются возможностью безгранично покупать новые номера контактных телефонов для временного использования и обзвона граждан. Согласно разъяснениям Федеральной антимонопольной службы для привлечения юридического лица к ответственности недостаточно знать лишь номер звонившего, нужны доказательства, что во время телефонного разговора распространялась именно реклама, что абонент имеет договорные отношения с оператором связи, что он не давал согласия на получение рекламы или что данной компании принадлежит программа, с помощью которой происходит автообзвон.
По оценкам экспертов автообзвоны, как правило, происходят не через номера телефонов, привязанные к конкретной компании, а телефонные номера физических лиц, поэтому привлечь к ответственности юридические лица затруднительно.
В этой связи введение обязательства для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять обзвон граждан с целью распространения рекламы только с официальных номеров контактных телефонов поможет решить указанную проблему и снизит количество спам-звонков для граждан, а также облегчит процедуру привлечения к ответственности недобросовестных организаций за распространение рекламы с нарушением законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О рекламе"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О рекламе" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О рекламе"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О рекламе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.