Досье на проект федерального закона
Разработка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Законопроект) обусловлена необходимостью решения ряда актуальных проблем, существующих на сегодняшний день в сфере водоснабжения и водоотведения, а также устранения имеющихся неточностей и внутренних противоречий в Федеральном законе от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон).
Законопроектом предусматривается введение в Законе понятия "нецентрализованная система водоотведения" и урегулирования Законом отношений, связанных с использованием такой системы, когда объекты абонентов не имеют подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения, а осуществляют сброс сточных вод в выгребные ямы, септики и иные тому подобные устройства (сооружения). Однако, такие сточные воды в конечном итоге сбрасываются в централизованную систему водоотведения (специально оборудованные на ней пункты) и должны проходить очистку на очистных сооружениях канализации, так как в противном случае возникает риск загрязнения окружающей среды и нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. При этом, во избежание коллизии с законодательством Российской Федерации об обращении с отходами производства и потребления, а также с положениями законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, запрещающими сброс отходов в централизованную систему водоотведения, законопроектом понятие "жидкие бытовые отходы" заменяется понятием "сточные воды, отводимые с использованием нецентрализованной системы водоотведения".
В рамках регулирования отношений, связанных с использованием нецентрализованных систем водоотведения, Законопроектом предусматриваются следующие изменения в Закон:
- в статью 2 Закона в части включения в нее определения понятия "нецентрализованная система водоотведения";
- в статью 4 Закона в части отнесения к полномочиям Правительства Российской Федерации утверждения типового договора водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения, так как такое водоотведение имеет существенные особенности по сравнению с водоотведением с использованием объектов только централизованной системы водоотведения (осуществляется забор сточных вод из выгребных ям (септиков), транспортировка с использованием автотранспортных средств и т.д.;
- в статью 7 Закона в части заключения договоров водоотведения между собственниками или иными законными владельцами объектов нецентрализованной системы водоотведения, осуществляющими отведение сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения, и организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организация ВКХ) или договоров возмездного оказания услуг с организацией, имеющей договор водоотведения с организацией ВКХ и осуществляющей транспортировку сточных вод и их сброс в централизованную систему водоотведения, установления требований к транспортировке сточных вод, сброшенных с использованием нецентрализованной системы водоотведения и отнесения к вопросам, регулируемым правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, особенностей водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения, требований к транспортировке и приему сточных вод, отведенных с использованием нецентрализованной системы водоотведения, в централизованную систему водоотведения. При этом отдельно предусматривается, что расчет платы за водоотведение в данном случае определяется исходя из фактического объема отведенных сточных вод;
- в часть 4 статьи 14 Закона, предусматривающие, что организация ВКХ вправе отказаться от заключения договора водоотведения в случае несоблюдения организацией, обеспечивающей транспортировку сточных вод из объектов нецентрализованной системы водоотведения в централизованную систему водоотведения, требований к транспортировке и приему сточных вод, отведенных с использованием нецентрализованной системы водоотведения, в централизованную систему водоотведения, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации;
- в часть 6 статьи 32 Закона, предусматривающие, что при водоотведении с использованием нецентрализованной системы водоотведения дифференциация тарифа на водоотведение с учетом категории сточных вод, принимаемых из такой системы, является обязательной. В настоящее время такая дифференциация не является обязательной и на практике практически не применяется, при этом фактические затраты организаций ВКХ всегда будут существенно отличаться (как правило в большую строну) от затрат на водоотведение с использованием объектов только централизованной системы водоотведения. Соответственно оказание услуги по водоотведению с использованием объектов нецентрализованной системы водоотведения по тарифу на водоотведение, установленному для организации ВКХ без учета особенностей такого вида водоотведения, приводит к возникновению у организаций ВКХ некомпенсируемых убытков и стимулирует их под любыми предлогами отказываться от оказания таких услуг.
Кроме изменений, связанных с регулированием отношений по отведению сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения, Законопроектом предусматриваются иные изменения в Закон, направленные на совершенствование правового регулирования отношений в сфере водоснабжения и водоотведения и устранение отдельных недостатков в таком регулировании.
Так, Законопроектом предлагается включить в состав процесса водоотведения сброс сточных вод, а также очистку сточных вод с использованием объектов централизованной системы водоотведения (при ее осуществлении). При этом Законопроектом учитывается, что различные организации ВКХ могут осуществлять различные составляющие процесса водоотведения с использованием не в целом централизованной системы водоотведения, а только ее отдельных объектов.
В статье 2 Закона вводится определение понятия "осадок сточных вод и осадок водоподготовки". В действующей редакции Закона неоднократно употребляется понятие "осадок сточных вод", но не дается его определение, что приводит к неоднозначности толкования этого понятия и проблемам в правоприменении. При этом необходимо учесть, что в процессе деятельности организаций ВКХ образуется не только осадок сточных вод, но и осадок водоподготовки. Следует отметить, что предлагаемое Законопроектом определение понятия "осадок сточных вод и осадок водоподготовки" не противоречит нормативным правовым актам иных отраслей законодательства, в том числе Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с Законопроектом (изменения в определение понятия "сточные воды централизованной системы водоотведения") дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды включаются в состав вод, принимаемых от абонентов в централизованные системы водоотведения, независимо от того, предназначена ли централизованная система водоотведения для приема таких вод. Одновременно учитывается, что сточные воды могут попадать в централизованную систему водоотведения не только от абонентов, но и иным образом, к примеру, с территорий общего пользования (площади, улицы, парки, скверы и т.д.), с осадками, из почвы.
В статью 4 Закона Законопроектом вносятся дополнения в части отнесения к полномочиям Минстроя России утверждения правил эксплуатации систем холодного водоснабжения и водоотведения. На сегодняшний день формально действующими, но морально устаревшими и фактически неприменяемыми на практике являются Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденные приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 г. N 168.
Законопроектом также вносятся изменения в части 10 и 11 статьи 7 Закона, связанные с уточнением последствий нарушения абонентом установленных требований к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. В связи с тем, что сброс загрязняющих веществ выше предельных показателей для сброса в централизованные системы водоотведения приводит к постоянному негативному воздействию на их работу, не всегда видимому и определяемому визуально, действующая норма о необходимости компенсации расходов организации, ВКХ, предполагающая толкование данной нормы, как необходимость каждый раз доказывать конкретный размер компенсации, причинно-следственную связь факта сброса с влиянием (воздействием) на систему и т.д., корректируется путем установления обязанности абонента в указанных случаях внести плату за негативное воздействие на работу объектов централизованной системы водоотведения в размере и порядке, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом Законопроектом учитывается, что негативное воздействие загрязняющих веществ оказывается в первую очередь на работу именно объектов централизованной системы водоотведения, при этом отдельные объекты данной системы могут принадлежать разным организациям ВКХ.
В части 1 статьи 12 Закона уточнятся, что для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация может быть определена. Невозможность присвоения организации ВКХ, осуществляющей эксплуатацию централизованных ливневых систем водоотведения, статуса гарантирующей организации (что на сегодняшний день закреплено в части 1 статьи 12 Закона), лишает органы местного самоуправления возможности назначения организации, обязанной заключать договоры водоотведения поверхностных сточных вод с любым лицом, чьи объекты подключены к централизованной ливневой системе водоотведения (пункт 6 статьи 2 Закона). При этом сами организации ВКХ, эксплуатирующие такие системы, не имеющие статуса гарантирующей организации, в настоящее время согласно Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, не могут включать в тариф расчетную предпринимательскую прибыль, что приводит к отсутствию у потенциальных инвесторов экономических стимулов для принятия централизованных ливневых систем водоотведения в эксплуатацию и вложения в них инвестиций. В то же время, в отличие от централизованных хозяйственно-бытовых систем водоотведения, назначение гарантирующей организации в отношении централизованных ливневых систем водоотведения необходимо определить как право, а не как обязанность органов местного самоуправления.
Частью 6.5 статьи 13 и частью 6.5 статьи 14 Закона устанавливаются, какие категории абонентов в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды, потребляемой ими при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством (в более низком размере). Указанные нормы устанавливают исключение из общего правила уплаты пени, предусмотренного частью 6.2 статьи 13 и частью 6.2 статьи 14 Закона. Предусматриваемое Законопроектом распространение части 6.5 статьи 13 и части 6.5 статьи 14 Закона на собственников и иных законных владельцев только жилых помещений в многоквартирных домах переносит собственников и иных законных владельцев нежилых помещений в многоквартирных домах в категорию абонентов, которые уплачивают пени в более высоком размере в соответствии частью 6.2 статьи 13 и частью 6.2 статьи 14 Закона.
Изменения в статьи 13-15 Закона обусловлены необходимостью разрешения абонентам и организациям ВКХ дополнять договоры (помимо положений, установленных типовыми договорами) иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Существующая проблема заключается в том, что вопрос о возможности дополнения договоров, заключенных в соответствии с типовыми договорами, иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями, на сегодняшний день не является четко урегулированным и это приводит к правовой неопределенности и многочисленным спорным ситуациям на практике. Следует отметить, что аналогичные положения в отношении отходов уже предусмотрены Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
Изменения в пункт 1 части 5 статьи 14 Закона обусловлены тем, что при приеме сточных вод в централизованную систему водоотведения из объектов нецентрализованной системы водоотведения (такой прием имеет нерегулярный характер) в договоре водоотведения не может быть предусмотрен конкретный режим приема сточных вод.
В статьи 18 и 19 Закона изменения вносятся в целях учета того обстоятельства, что на сегодняшний день вопросы подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и водоотведения регулируются уже не Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, и Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 642, а Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российский Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2130.
Законопроектом также предусматриваются изменения в часть 10 статьи 20 Закона, направленные на совершенствование регулирования коммерческого учета расчетным способом и устранение явных неточностей. Так, согласно пункту 3 части 10 статьи 20 действующей редакции Закона применение расчетного способа возможно только при нарушении сроков представления показаний прибора учета в течение более шести месяцев, что лишает возможности применять какой-либо расчетный способ до истечения указанного срока. Одновременно корректировка статьи 20 Закона учитывает, что в централизованную систему водоотведения принимаются сточные воды, полученные абонентом из всех источников водоснабжения, а не только централизованного (у абонента может быть своя скважина, свой водозабор и т.д.), а также возможность подачи абонентом баланса водопотребления и водоотведения в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776.
Изменения в статью 21 Закона обусловлены необходимостью установления возможности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения не только при самовольном подключении, но и при самовольном пользовании централизованной системой водоснабжения и (или) водоотведения.
В статье 31 Закона во избежание неоднозначного толкования уточняется, что тариф на транспортировку устанавливается исключительно для транзитных организаций.
Законопроектом устанавливается особый порядок вступления в силу подпунктов "а" и "б" пункта 4 статьи 1 законопроекта - с 1 января 2026 года. Данный особый порядок обусловлен необходимостью наличия переходного периода для вступления в силу положений об отведении сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения, в том числе необходимостью принятия в данный переходный период изменений в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты.
Законопроект не предполагает расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" потребует изменения следующих нормативно-правовых актов:
1. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491
2. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354
3. Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 290
4. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644
5. Типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 645
6. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 776
7. Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406
8. Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "Об утверждении правил эксплуатации систем холодного водоснабжения и водоотведения" (новый нормативный правовой акт).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.