Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 июня 2024 г. N вн2.2-1/2014
на проект федерального закона N 632206-8 "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона определяются цели, задачи и инструменты реализации технологической политики в Российской Федерации по обеспечению технологического суверенитета Российской Федерации, регулируются отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими формирование технологической политики в Российской Федерации, и лицами, осуществляющими содействие экономическому развитию на основе отечественных технологий.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 6 проекта органы местного самоуправления отнесены к лицам, осуществляющим содействие в сфере развития технологий, при этом содержание такого содействия указанными органами в проекте не раскрывается.
Пункт 9 части 2 статьи 7 проекта, устанавливающий, что Правительство Российской Федерации также осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, не согласуется с первым абзацем части 2 данной статьи, в соответствии с которым в указанной части речь идет о правах, а не о полномочиях Правительства Российской Федерации.
Части 3 и 4 статьи 7 проекта, касающиеся наделения Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти полномочиями в области технологической политики, дублируют положение пункта 6 части 1 указанной статьи.
Наименование статьи 7 проекта необходимо привести в соответствие с ее содержанием, поскольку предметом регулирования указанной нормы являются не только полномочия, но и права Правительства Российской Федерации в сфере формирования и реализации технологической политики (часть 2 данной статьи). Кроме того, в отличие от наименования статьи в ней содержатся полномочия только одного федерального органа исполнительной власти (часть 5 данной статьи).
В целях исключения правовой неопределенности в пункте 4 части 1 статьи 19 проекта необходимо уточнить, за неисполнение каких обязанностей возникает ответственность юридических лиц, заключивших соглашение о развитии сквозных технологий.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление мер государственной поддержки, указанный в части 2 статьи 23 проекта, нуждается в уточнении, поскольку предоставление указанных мер регулируется также Налоговым кодексом Российской Федерации, правом Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.
Согласно части 3 статьи стимулирование деятельности по реализации технологической политики, не предусмотренное частью 2 указанной статьи, осуществляется юридическими и физическими лицами, в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Данное положение не соответствует наименованию статьи 23 проекта, из которого следует, что предметом ее регулирования являются вопросы государственного стимулирования. Кроме того, следует учесть, что перечень мер государственного стимулирования, установленный частью 2 данной статьи, носит открытый характер.
В связи с положениями законопроекта, регулирующими осуществление оценки эффективности финансирования проектов развития технологий (см., например, статью 25), его принятие потребует внесения соответствующих изменений в статью 160.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующую особенности оценки эффективности использования бюджетных средств, установленные федеральными законами (как это сделано, например, для оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности).
Также отмечаем необходимость направления законопроекта на заключение в Банк России в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", поскольку ряд положений проекта касаются выполнения им своих функций (см., например, часть 1 статьи 6, пункт 5 части 1 статьи 7, часть 1 статьи 10 проекта).
Законопроект нуждается в редакционной и терминологической доработке. Так, слова "и преференции" следует заменить словами "и иные преференции" (пункт 2 части 2 статьи 23 проекта), слова "экспортная поддержка" - словами "поддержка экспорта" (пункт 8 данной нормы), а в пункте 5 части 1 статьи 19 проекта необходимо определить понятие "юридически значимые способы обеспечения".
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.