Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по защите конкуренции от 11 июня 2024 г. N 144
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 632206-8 "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по защите конкуренции (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 632206-8 "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), в части вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
Статьей 1 законопроекта установлено, что соответствующий федеральный закон будет определять цели, задачи и инструменты реализации технологической политики в Российской Федерации по обеспечению технологического суверенитета Российской Федерации, регулировать отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими формирование технологической политики в Российской Федерации, и лицами, осуществляющими содействие экономическому развитию на основе отечественных технологий.
Законопроект содержит собственный понятийный аппарат. Так, технологическая политика в Российской Федерации по обеспечению технологического суверенитета Российской Федерации определяется как комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер по обеспечению технологического суверенитета Российской Федерации и экономического развития на основе отечественных технологий (далее - технологическая политика).
В свою очередь технологический суверенитет Российской Федерации определяется как независимость Российской Федерации в сфере развития технологий, выражающаяся в национальном контроле на основе собственных линий разработки технологий над критическими и сквозными технологиями, а также в самостоятельном создании конкурентоспособной высокотехнологичной продукции с применением указанных технологий.
Одновременно для целей законопроекта в его общих положениях предлагается закрепить определения ряда терминов, таких как "высокотехнологичная продукция", "технология", "критические технологии", "сквозные технологии", "собственная линия разработки технологий", "карта технологической кооперации", "технологические инновации", "квалифицированный заказчик", "агенты развития технологий" и других.
В соответствии с пояснительной запиской законопроект разработан в целях обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации и создания условий для ускоренной разработки и внедрения технологических инноваций для решения социально-экономических задач, в том числе задач по повышению уровня жизни граждан Российской Федерации и задач в области обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Комитет не имеет возражений относительно концепции законопроекта, вместе с тем считает необходимым отметить следующее.
1. В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления. При этом одной из целей совершенствования государственной политики по развитию конкуренции является повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции.
Согласно Концепции технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 года N 1315-р, ключевым условием значимого расширения рынков инновационной продукции является усиление конкуренции в технологически развитых секторах экономики. В этой связи, согласно указанной Концепции, Правительство Российской Федерации должно последовательно наращивать усилия по борьбе с монополизацией рынков и поддержке частной инициативы.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" государственная научно-техническая политика осуществляется, кроме прочего, исходя из принципов поддержки конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники.
В соответствии с Федеральным закон от 31 июля 2020 года N 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (статья 3) одной из целей экспериментального правового режима является развитие конкуренции, а среди принципов экспериментального правового режима содержится равноправие претендентов (статья 4).
Исходя из изложенного представляется, что реализация технологической политики должна осуществляться, кроме прочего, исходя из принципов развития конкуренции в сфере развития технологий, в том числе в области разработки, внедрения и развития конкурирующих технологий и технологических инноваций, при этом предоставление мер государственного стимулирования деятельности по реализации технологической политики должно осуществляться на основе конкурентных процедур, что целесообразно учесть в тексте законопроекта при последующей его доработке.
2. Предусмотренное законопроектом понятие технологической политики включает комплекс мер по обеспечению экономического развития на основе отечественных технологий.
Вместе с тем среди предусмотренных законопроектом целей технологической политики масштабной цели по развитию экономики на технологической основе не сформулировано.
Одной из целей промышленной политики согласно Федеральному закону от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" является формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития.
Согласно указанной ранее Концепции технологического развития на период до 2030 года одной из целей технологического развития является переход к инновационно ориентированному экономическому росту, усиление роли технологий как фактора развития экономики и социальной сферы.
Исходя из указанных положений, представляется целесообразным четко отразить среди целей технологической политики развитие инновационной экономики, поскольку в результате реализации технологической политики должна быть полноценно сформирована такая модель социально-экономического развития, при которой инновационный сектор и производство высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью являлось бы определяющим фактором экономического роста государства.
В частности в рамках достижения такой цели должна выполняться ключевая задача по изменению дисбаланса рентабельности в высокотехнологичных отраслях, создающих технологический суверенитет страны, и сырьевого сектора, где рентабельность значительно выше. Решение же такой задачи может быть только комплексным, например, включающим перенос налоговой нагрузки в сырьевых отраслях с внутреннего потребления на экспорт, результатом чего станет снижение издержек и стимулирование развития, в том числе высокотехнологичных отраслей.
3. Согласно статье 4 законопроекта одной из задач технологической политики является формирование долгосрочных спроса и предложения в отношении высокотехнологичной продукции, создаваемой для обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации. Одновременно одним из инструментов реализации технологической политики являются меры государственного стимулирования спроса и предложения в отношении высокотехнологичной продукции (статья 5 законопроекта).
Вместе с тем, с учетом ключевой роли спроса и предложения в отношении высокотехнологичной продукции и отсутствия в материалах к законопроекту информации о планируемых к принятию конкретных подзаконных актов, представляется необходимым детализировать в законопроекте указанные меры.
4. Статьей 30 законопроекта в рамках изменений, предлагаемых к внесению в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочием установить особенности осуществления закупок отдельными заказчиками высокотехнологичной продукции, являющимися организациями с государственным участием, реализующими программы инновационного развития в соответствии с Федеральным законом "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в том числе при реализации национальных проектов технологического суверенитета.
В материалах к законопроекту суть предполагаемых особенностей не раскрывается и не предусматривается принятия соответствующего нормативного правового акта Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем на рассмотрении в Государственной Думе находится проект федерального закона N 547583-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусматривающий введение единых правил предоставления национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц и, в частности, в соответствии с которым Правительство Российской Федерации вправе принимать меры, устанавливающие преимущества в отношении товара российского происхождения (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом. При этом в соответствии с частью 8.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень конкретных заказчиков, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства, годовой объем такой закупки либо порядок установления указанного годового объема для каждого конкретного заказчика.
Исходя из изложенного представляется необходимость дополнительного обоснования указанных изменений, предлагаемых к внесению в Закон N 223-ФЗ, и их соотнесение с указанными действующими и проектируемыми в соответствии с проектом федерального закона N 547583-8 нормами Закона N 223-ФЗ.
Учитывая изложенное и цели законопроекта, Комитет Государственной Думы по защите конкуренции считает возможным поддержать его концепцию с учетом изложенных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.К. Гартунг |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.