Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 656350-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" предлагается установить социальную доплату к страховой пенсии по старости для пенсионеров, имеющих страховой стаж не менее 30 лет, в таком размере, чтобы общая сумма их материального обеспечения с учетом данной выплаты достигла двухкратной величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в целом по Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума для пенсионеров в целом по Российской Федерации установлена на 2024 год в размере 13 290 рублей (согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"). Таким образом, двухкратная величина, предлагаемая законопроектом, составит в 2024 году более 26 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2023 года в России общая численность пенсионеров достигла 41 775 тыс. человек, из которых 34 266 тыс. человек являются получателями пенсии по старости 1. При этом количество получателей социальной доплаты в целях доведения уровня материального обеспечения пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера в 2023 году составило 6 246 917 человек 2.
Очевидно, что граждане, внесшие свой значительный трудовой вклад в социальное и экономическое развитие страны в виде более 30 лет страхового стажа, должны обладать возможностью обеспечить себе достойную жизнь.
В этой связи законопроект предусматривает введение механизма социальной доплаты к страховой пенсии по старости - предоставление гражданину (пенсионеру), имеющему страховой стаж не менее 30 лет, денежной суммы к страховой пенсии по старости до двухкратной величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
В то время как действующее нормативное регулирование определяет доплату пенсионерам, не осуществляющим работу или иную деятельность, до величины одного прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания пенсионера. При этом данная выплата не обусловлена наличием какого-либо страхового стажа.
Законопроект предусматривает, что социальная доплата к страховой пенсии по старости устанавливается пенсионеру территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает двухкратной величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
В этом случае социальная доплата к страховой пенсии по старости устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла двухкратной величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в целом по Российской Федерации.
При этом, если у пенсионера имеется право одновременно на получение социальной доплаты к пенсии, предусмотренной статьей 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", и социальной доплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной законопроектом, то должна быть установлена одна социальная доплата по выбору пенсионера.
В соответствии с законопроектом конкретные правила осуществления социальной доплаты к страховой пенсии по старости, порядок пересмотра ее размера и индексации будут установлены Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации соответствующим приказом.
Финансовое обеспечение расходов на выплату указанной социальной доплаты должно осуществляться за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, которые будут предоставлены в этих целях Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Учитывая, что за истекшие десять лет величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии выросла с 6 354 рубля в 2014 году только до 13 290 рублей в 2024 году 3, рассчитывать на существенные положительные изменения в части семейного бюджета людей, получающих пенсию по старости, только за счет будущего роста размера такого прожиточного минимума явно не приходится.
Предлагаемые же законопроектом изменения положительно отразятся на социальной поддержке людей, чья жизнь была десятилетиями посвящена нелегкому трудовому пути, на возможности обеспечения достойной жизни таких граждан как пенсионеров. Выбранный подход в полной мере соответствует целям Российской Федерации как социального государства, обеспечивающего должную государственную поддержку пожилых граждан.
------------------------------
1 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/sp_2.1.docx
2 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/SP_2.10.docx
3 https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Sp_2-8.docx
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" потребует дополнительные средства, которые должны быть учтены в бюджете на 2024 год и на период 2025 и 2026 годов.
Точную сумму денежных средств, которая потребуется для реализации положений законопроекта, в настоящее время определить невозможно, так как отсутствуют данные о количестве граждан, соответствующих условиям назначения социальной доплаты к страховой пенсии по старости, а именно: являющихся получателями страховой пенсии по старости, имеющих страховой стаж не менее 30 лет, чья общая сумма материального обеспечения менее двухкратной величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.