Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - законопроект) подготовлен в целях сокращения нелегального оборота драгоценных металлов и драгоценных камней (далее - ДМДК).
Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля" были уточнены случаи, при которых кредитные организации направляют в Росфинмониторинг сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, при этом в уточненный перечень не вошли операции с ДМДК и изделиями из них. В результате кратно сократился объем информации, направляемый кредитными организациями в Росфинмониторинг, и существенно ограничились возможности по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере ДМДК.
Законопроектом предлагается установить обязанность кредитных организаций направлять в Росфинмониторинг сведения о проведении операций с ДМДК, о зачислении денежных средств на счет или списании денежных средств со счета юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, лома таких изделий, на сумму свыше 1 млн. рублей, а также направлять сведения о покупке/реализации кредитными организациями драгоценных металлов в слитках, монет из драгоценных металлов и обработанных природных алмазов физическим лицам, о покупке/реализации индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом у кредитной организации за наличный или безналичный расчет монет из драгоценных металлов и обработанных природных алмазов на сумму свыше 1 млн. рублей.
В рекомендациях Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в отношении обращения ДМДК отмечено, что отмывание денег и финансирование терроризма должны быть включены в список традиционных проблем, вызывающих озабоченность в данном секторе, ввиду того, что ДМДК обладают уникальным свойством: высокой стоимостью при относительно небольшом объеме, что существенно облегчает их транспортировку.
По данным правоохранительных органов, объем нелегально ввезенных в Российскую Федерацию драгоценных камней превышает в 82 раза объем драгоценных камней, правомерно используемых в качестве вставок в ювелирных изделиях; объем нелегального оборота ювелирных изделий составляет около 50%, драгоценных металлов около 20%.
Одним из способов создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является постановка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с ДМДК, на специальный учет. Однако существуют организации (в том числе фирмы-однодневки), осуществляющие операции с ДМДК в нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ДМДК, о чем свидетельствует значительный объем нелегального оборота ДМДК.
Согласно пункту 5 Правил ведения специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1052 (далее - Правила), юридические лица и индивидуальные предприниматели регистрируются в ГИИС ДМДК 1 в целях постановки на специальный учет в течение 30 календарных дней с даты их государственной регистрации (при заявлении кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД), связанных с производством, переработкой и обращением ДМДК) либо внесения соответствующих изменений в их учредительные документы.
Статьей 15.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за незаконное осуществление такой деятельности без постановки на специальный учет.
Согласно пункту 3 Правил реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с ДМДК, ведется Федеральной пробирной палатой в ГИИС ДМДК.
Согласно пункту 57 Правил функционирования ГИИС ДМДК 2 ГИИС ДМДК обеспечивает формирование открытых данных для размещения их на официальном сайте Федеральной пробирной палаты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Открытыми данными признаются содержащиеся в реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, следующие сведения:
учетный номер;
дата постановки на специальный учет;
ИНН; наименование организации (фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
коды ОКВЭД, связанные с производством, переработкой и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней;
место осуществления деятельности.
Законопроектом предлагается установить запрет на списание по поручению юридического лица или индивидуального предпринимателя денежных средств с его банковского счета в случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель включены в перечень участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, нарушающих законодательство Российской Федерации в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в части соблюдения обязательного требования по постановке на специальный учет в ГИИС ДМДК, с целью снижения вовлечения добросовестных субъектов Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в схемы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Порядок формирования и доведения до сведения кредитных организаций перечня таких организаций, а также критерии включения, порядок обжалования включения организаций в перечень, а также порядок исключения организаций из перечня будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается исключить из-под обязательного контроля следующие операции:
получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;
внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.
Отмена обязательного контроля в отношении вышеуказанных операций не отменяет необходимости их анализа на предмет наличия рисков их совершения в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма.
Кроме того, кредитные организации обязаны предоставлять информацию об операциях по запросу Росфинмониторинга.
Законопроектом предусматривается отложенный срок его вступления в силу - по истечении 120 дней со дня официального опубликования федерального закона.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Положения законопроекта не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие и реализация предлагаемых законопроектом решений не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют проекты федеральных законов, аналогичные по содержанию представленному законопроекту.
------------------------------
1 Государственная интегрированная информационная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота.
2 Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. N 270 "О некоторых вопросах контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также не потребует иных дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 6 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" потребует издания приказа Министерства финансов Российской Федерации "Об утверждении порядка формирования перечня участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, нарушающих законодательство Российской Федерации в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, формата и состава входящей в него информации, а также порядка доведения такого перечня до кредитных организаций и Центрального банка Российской Федерации".
Разработка приказа обусловлена необходимостью утверждения порядка формирования перечня участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, нарушающих законодательство Российской Федерации в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в части соблюдения обязательного требования по постановке на специальный учет в государственной интегрированной информационной системе в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них на всех этапах этого оборота, включая формат такого перечня и состав входящей в него информации, а также порядок доведения такого перечня до кредитных организаций и Центрального банка Российской Федерации.
Срок издания приказа (с учетом регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации) - до вступления в силу Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации, соисполнители - Центральный банк Российской Федерации, Федеральная пробирная палата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.