Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 663643-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры" (далее - проект федерального закона) разработан в целях установления возможности перечисления денежных средств в счет исполнения обязанности плательщика по уплате платы за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор) иным лицом, снижения нагрузки на операторов курортного сбора при перечислении им курортного сбора, а также в целях расширения перечня лиц, имеющих право на освобождение от уплаты курортного сбора.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры" (далее - Федеральный закон) плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов. Исходя из буквального толкования данной нормы следует, что каждое лицо, прибывшее на территорию проведения эксперимента, обязано зарегистрироваться в объекте размещения и самостоятельно уплатить курортный сбор, что на практике не всегда осуществимо, особенно если в номере проживает семья и финансовую нагрузку несет один из ее членов (как правило, тот, кто бронировал номер).
Проектом федерального закона предлагается установить по аналогии с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации возможность перечисления денежных средств в счет исполнения обязанности плательщика по уплате курортного сбора иным лицом.
Помимо этого, в ходе реализации Федерального закона представителями гостиничной отрасли была обозначена проблема, связанная с удорожанием администрирования курортного сбора ввиду комиссионного вознаграждения за взимание курортного сбора посредством безналичных расчетов на этапе перечисления средств плательщиком курортного сбора оператору курортного сбора (до 3,5%).
В настоящее время комиссионное вознаграждение кредитными организациями не взимается лишь при перечислении курортного сбора оператором курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации (часть 6 статьи 8 Федерального закона), однако указанное правило не применяется при перечислении курортного сбора плательщиком оператору.
Статьей 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" установлено, что процентные ставки по кредитам и (или) порядок их определения, в том числе определение величины процентной ставки по кредиту в зависимости от изменения условий, предусмотренных в кредитном договоре, процентные ставки по вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям устанавливаются кредитной организацией по соглашению с клиентами, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проектом федерального закона предлагается предусмотреть положение, в соответствии с которым при перечислении курортного сбора плательщиками курортного сбора комиссионное вознаграждение кредитными организациями не взимается.
Кроме того, в настоящее время в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от уплаты курортного сбора освобождены ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". К ним, в частности, относятся:
военнослужащие органов федеральной службы безопасности, в том числе уволенные в запас (отставку), выполнявшие задачи по отражению вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, а также в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года;
лица, поступившие в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года;
лица, принимавшие в соответствии с решениями органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики участие в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики, Народной милиции Луганской Народной Республики, воинских формирований и органов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики начиная с 11 мая 2014 года;
лица, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года.
При этом лица, указанные в подпункте 9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (лица, направлявшиеся для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам), от уплаты курортного сбора не освобождены.
По мнению авторов проекта федерального закона, в целях усиления социальной защиты гражданских лиц, обеспечивающих выполнение задач в ходе специальной военной операции на территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, представляется целесообразным и справедливым освободить их от уплаты курортного сбора посредством внесения соответствующего изменения в федеральное законодательство.
Проект федерального закона не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных Международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, однако может повлечь выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по развитию курортной инфраструктуры, и бюджета федеральной территории "Сириус".
При этом средства, не направленные лицами, указанными в подпункте 9 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", на уплату курортного сбора благодаря освобождению их от соответствующей обязанности, поступят в местную экономику, поскольку будут расходоваться ими прежде всего на приобретение товаров или услуг, в частности, продуктов питания, одежды, экскурсий и тому подобного. Соответственно, часть этих средств возвратится в бюджеты субъектов Российской Федерации в качестве других видов отчислений, возникших в связи с расходами, произведенными указанными лицами (например, в составе налога на прибыль организаций).
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.