Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" разработан в целях социальной защиты лиц, осуществляющих уход за инвалидами и престарелыми.
В настоящее время в качестве меры поддержки граждан, осуществляющих уход за инвалидами I группы (за исключением инвалидов с детства) и престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, предусмотрена только компенсация, установленная Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 N 1455 и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 N 343, при этом - только неработающим трудоспособным лицам. Так, в случае выхода на работу право даже на небольшую компенсацию утрачивается.
Вместе с тем у инвалидов I группы и престарелых возникает ситуация, когда они не могут самостоятельно осуществлять действия, необходимые для жизни и здоровья, а также не могут вызвать помощь в случае экстренных ситуаций, и в случае выхода на работу лица, осуществляющего за ними уход, жизнь и здоровье таких людей может быть подвержено опасности.
Пансионаты для пожилых людей, сиделки на дому являются дорогостоящей услугой, на которую пенсий и социальных выплат не хватает.
Данные обстоятельства свидетельствует о сложной жизненной ситуации людей, являющихся инвалидами I группы, престарелыми, нуждающимися в постороннем уходе, а также лиц, осуществляющих уход за ними.
Необходимо отметить, что также для соблюдения баланса интересов работника и работодателя, что является целью трудового законодательства, лица, достигшие возраста 80 лет, не имеющие необходимости в постоянном уходе, если иное не установлено лечебным учреждением, не включаются в категории лиц, уход за которым предоставляет обязанность перевода на дистанционную работу в случае желания работника.
Законопроектом предлагается установить обязанность перевода на удаленную (дистанционную) работу работника по его заявлению на период осуществления ухода за инвалидом I группы, престарелым, нуждающимся в постоянном уходе, в случае наличия возможности осуществления трудовой функции дистанционно.
При дистанционной работе лица, осуществляющие уход за инвалидами или престарелыми, смогут, выполняя трудовую функцию, не оставлять их на длительное время, которое они тратили на дорогу с работы/на работу, оперативно помочь в случае угрозы жизни или здоровью таких граждан, улучшить материальное благосостояние, поскольку смогут полноценно работать.
В Трудовом кодексе Российской Федерации уже закреплено, что дистанционная работа может выполняться только при условии возможности использования для трудовой функции информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. "Интернет".
Таким образом, установление обязанности перевода на дистанционную работу лиц, осуществляющих уход за инвалидами I группы и престарелыми, предоставляет дополнительную меру поддержки, соблюдая баланс интересов работника и работодателя, поскольку в законе прямо предусмотрено выполнение труда посредством дистанционной работы только в случае наличия возможности выполнения с использованием сети (в т.ч. "Интернет"), а также предусмотрено основание прекращения трудового договора, если работник не взаимодействует с работодателем более двух рабочих дней подряд со дня запроса.
В целях усиления защиты работодателя законопроектом также предусматривается дополнительное основание прекращения трудового договора с дистанционным работником, - в случае выявления заведомо недобросовестного осуществления ухода за инвалидом или престарелым.
Законопроект потребует издания Правительством Российской Федерации постановления, устанавливающего Правила признания лицом, осуществляющим уход за инвалидом I группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, и перевода указанных лиц на дистанционную работу.
Законопроект доработан в соответствии с замечаниями, изложенными в заключении Правительства Российской Федерации от 29.05.2024 N ДГ-П45-15995.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, а также не окажет отрицательного влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" потребует принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил признания лицом, осуществляющим уход за инвалидом I группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, и перевода указанных лиц на дистанционную работу".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.