Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике
(восьмого созыва)
на проект федерального закона N 555713-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"
(в части уточнения требований к инвестиционному проекту)
Комитет Государственной Думы по экономической политике рассмотрел проект федерального закона N 555713-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы М.А. Топилиным, Д.Б. Кравченко, Н.В. Арефьевым, Н.В. Школкиной, А.Ю. Кирьяновым, С.А. Наумовым, С.В. Алтуховым, М.Г. Делягиным, В.А. Казаковым, Э.А. Кузнецовым, В.Б. Кидяевым, А.А. Максимовым, Г.О. Паниным, А.З. Фарраховым, В.В. Ивановым, И.И. Гильмутдиновым, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.В. Шендерюком-Жидковым, С.В. Калашником, К.К. Долговым, Н.В. Любимовым, А.Н. Епишиным, и отмечает.
Законопроектом предлагается уточнить отдельные положения Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 69-ФЗ "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
В частности, законопроектом вводятся понятия "основной объект инвестиционного проекта", "меры прямой государственной поддержки", уточняются требования к новому инвестиционному проекту, а именно, организация, реализующая проект, должна будет принять решение об утверждении бюджета на капитальные вложения (расходы) и при этом выполнить определенные условия, в том числе до подачи заявления о заключении соглашения о защите и поощрении капиталовложений, но не ранее ста восьмидесяти дней до дня принятия решения об утверждении бюджета на капитальные вложения получить разрешение на строительство основного объекта инвестиционного проекта.
Кроме того, законопроектом предлагается наделить уполномоченную организацию функциями по подготовке отчета, включающего информацию об объеме возмещения затрат, а также заключения по результатам мониторинга, содержащего выводы уполномоченной организации о наличии или об отсутствии оснований для изменения или расторжения соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Перечень условий применения стабилизационной оговорки предлагается дополнить новым условием - в рамках реализации инвестиционного проекта внедрение (применение) технологических процессов, оборудования, технических способов, методов, являющихся наилучшими доступными технологиями согласно Федеральному закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Также, предусматривается обязанность организации, реализующей проект, представлять в орган государственной власти, уполномоченный высшим исполнительным органом каждого субъекта Российской Федерации, а также в орган местного самоуправления (в случае, если муниципальное образование является стороной соглашения о защите и поощрении капиталовложений) сведения об исполнении условий соглашения о защите и поощрении капиталовложений и условий реализации инвестиционного проекта, а также этапов его реализации. При этом организация, реализующая проект, заключившая соглашение о защите и поощрении капиталовложений после 1 января 2024 года, наделяется такой обязанностью один раз при первом осуществлении мониторинга в год, следующий за годом, в котором заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений, представлено заключение экспертной организации об осуществленных капиталовложениях для реализации инвестиционного проекта на дату заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений (требования к экспертной организации устанавливаются Правительством Российской Федерации).
Одновременно, предлагается предусмотреть возможность внесения изменений в условия соглашений о защите и поощрении капиталовложений в случае принятия рабочей группой, образованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в целях содействия реализации новых инвестиционных проектов, решения о целесообразности внесения изменений в условия соглашения о защите и поощрении капиталовложений по вопросам изменения сроков реализации проекта, изменения мероприятий, предусмотренных соглашением, или изменения состава объектов обеспечивающей или сопутствующей инфраструктур, при условии соблюдения требований к размеру капиталовложений и не увеличению суммы планируемых к возмещению затрат. При этом предлагается закрепить необходимость оценки соответствия измененного инвестиционного проекта критериям эффективности использования средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в целях применения мер государственной (муниципальной) поддержки.
Проектируемыми изменениями предусмотрено исключение положения Федерального закона о возможности заключения сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений арбитражного соглашения.
В части предоставления меры государственной поддержки в виде субсидии предлагается ограничивать объем предоставляемой субсидии стоимостью строительства объектов инвестиционного проекта, подтвержденной положительным заключением по результатам технологического и ценового аудита и проверки достоверности определения сметной стоимости и фактически понесенными затратами в соответствии с заключением Федерального казначейства о фактически понесенных затратах.
Авторами законопроекта в пояснительной записке отмечается, что предлагаемые законопроектом изменения позволят оптимизировать процедуру мониторинга инвестиционных проектов и предоставить организациям, реализующим проекты, комфортные условия пользования мерами государственной поддержки, предоставляемыми в рамках реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что законопроект будет способствовать улучшению условий осуществления инвестиций на основании соглашений о защите и поощрении капиталовложений, а также оптимизации административных условий заключения таких соглашений.
Вместе с тем Комитет считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с новым пунктом 3 части 11 статьи 10 Федерального закона срок применения стабилизационной оговорки продлевается на 6 лет в случае, если организация, реализующая проект, внедрила (применила) технологические процессы, оборудование, технические способы, методы, являющиеся наилучшими доступными технологиями.
Представляется, что установление такого критерия в целях применения стабилизационной оговорки требует дополнительного обсуждения и нуждается в уточнении какие именно объемы внедрения наилучших доступных технологий являются достаточными.
Пунктом 7 статьи 1 законопроекта исключается возможность урегулирования спора между сторонами соглашения о защите и поощрении капиталовложений в рамках арбитража (третейского разбирательства), если стороны заключили арбитражное соглашение. При этом в действующей редакции части 7 статьи 13 Федерального закона, которую законопроектом предлагается признать утратившей силу, уточняется, что местом арбитража должна являться Российская Федерация, а арбитраж должен осуществляться по правилам постоянно действующего арбитражного учреждения, включая иностранное арбитражное учреждение, получившее право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации".
Таким образом, исключение данных уточнений делает возможной передачу споров, возникших в связи с заключением СЗПК, на рассмотрение в иностранный арбитраж, в том числе находящийся в недружественных государствах, что в настоящее время не может быть поддержано.
Кроме того, Правительством Российской Федерации в официальном отзыве на законопроект от 17 июня 2024 г. N ДГ-П-13-18188 отмечается, необходимость дополнения законопроекта некоторыми положениями, а также необходимость уточнения, отдельных предлагаемых законопроектом изменений. В частности, Правительством Российской Федерации предлагается установить, что организация, реализующая проект, представляет заключение экспертной организации об осуществленных капиталовложениях после завершения инвестиционной стадии инвестиционного проекта, а не на следующий год после заключения СЗПК, как это предлагается законопроектом.
Одновременно, вопрос введения в Федеральный закон термина "меры прямой государственной поддержки", по мнению Правительства Российской Федерации, является преждевременным и требует дополнительной оценки влияния предлагаемого изменения на объем мер государственной поддержки, предусмотренных статьей 15 Федерального закона.
Указанные замечания не носят концептуального характера и могут быть устранены при доработке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 555713-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации".
Председатель Комитета |
М.А. Топилин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.