Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по финансовому рынку от 26 июня 2024 г. N 164/3
(восьмого созыва)
о проекте федерального закона N 532749-8 "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
(в части дальнейшего развития и стимулирования роста рынка неипотечной секьюритизации)
внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, О.В. Савченко, В.Б. Сениным, И.Н. Бабичем, О.Д. Димовым, А.В. Терентьевым, А.А. Гетта, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, К.К. Долговым, С.В. Калашником
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 532749-8 "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в части дальнейшего развития и стимулирования роста рынка неипотечной секьюритизации) (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменения в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) в целях активизации российского рынка неипотечной секьюритизации.
Правовая основа для секьюритизации в России была заложена принятием Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах", который позволил кредитным организациям секьюритизировать права требования, обеспеченные ипотекой. С 1 июля 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" была закреплена возможность секьюритизации иных видов финансовых активов (кредиты, займы, лизинговые платежи и т.д.).
Для целей секьюритизации неипотечных активов в законодательство вводится новый вид юридического лица - специализированное финансовое общество 1 (далее - СФО), которое создается для целей неипотечной секьюритизации и становится эмитентом облигаций, залогом по которым выступают неипотечные финансовые активы. Организация, чьи финансовые активы выступают обеспечением выпущенных облигаций, или оригинатор, может принять на себя риски такого специализированного общества 2. Формы и способы принятия указанных рисков устанавливаются Банком России и могут быть в виде поручительства, банковской гарантии, приобретения облигаций, выпущенных СФО, с разной очередностью исполнения обязательств, предоставление кредитных средств СФО, приобретение акций (доли в уставном капитале) СФО и прочее.
Также в действующем законодательстве (п. 26 статьи 42 Федерального закона N 39-ФЗ) Банку России предоставлено право устанавливать требования не только к формам и способам принятия оригинатором рисков, но и к объёму принимаемого риска, который должен быть не менее 20% от общего размера обязательств по облигациям с залоговым обеспечением. Данное требование соответствовало сложившейся после финансового кризиса 2007 - 2009 годов ситуации и было направлено на защиту интересов инвесторов.
Рассматриваемым законопроектом предлагается снизить норму риска, которую должен брать на себя оригинатор, и предоставить ему возможность удержания риска в пределах 5% - 20% при соблюдении установленных Банком России условий.
В современных условиях самым популярным кредитным инструментом для секьюритизации в Российской Федерации является ипотека, так как исполнение обязательств по ипотечным ценным бумагам обеспечивается залогом ипотечного покрытия на основе закладных на жилую недвижимость. Объем российского рынка ипотечной секьюритизации на начало июня 2024 года составлял 2,5 трлн рублей, а неипотечной секьюритизации - только 93,4 млрд рублей.
Комитет отмечает, что предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать повышению интереса участников финансового рынка к заключению сделок неипотечной секьюритизации, а также дальнейшему развитию этого механизма.
Комитет обращает внимание, что законопроектом предусматривается установить отложенный срок вступления в силу законопроекта (с 1 января 2025 года), который необходим для определения Банком России условий, соблюдение которых потребуется для возможности удержания оригинатором устанавливаемого объема риска, а также для синхронизации положений законопроекта с положениями нормативного акта Банка России.
По мнению Комитета, реализация предлагаемых законодательных норм имеет важное значение для развития долгосрочного финансирования в российской экономике. Стимулирование роста российского рынка неипотечной секьюритизации позволит обеспечить дополнительные возможности вложения средств для инвесторов, которые лишились доступа к иностранным рынкам, найти новые источники финансирования для кредитных организаций, а также позволит поддержать кредитный потенциал банковской системы за счет развития нового канала рефинансирования кредитных портфелей.
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 532749-8 "О внесении изменения в статью 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в части дальнейшего развития и стимулирования роста рынка неипотечной секьюритизации).
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1 Федеральный закон от 21.12.2013 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
2 Указание Банка России от 07.07.2014 г. N 3309-У "О формах и способах принятия рисков по облигациям с залоговым обеспечением специализированного финансового общества и специализированного общества проектного финансирования"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.