Проектом федерального закона предлагается внести в Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон) изменения, в том числе предусматривающие существенные обстоятельства, наступившие после вынесения предписаний антимонопольного органа и исключающие возможность и (или) целесообразность исполнения предписаний полностью или их части, в связи с возникновением которых содержание или порядок исполнения предписаний могут быть пересмотрены антимонопольным органом (предлагаемая редакция части 11 статьи 33 и проектируемая часть 2.1 статьи 51.2 Федерального закона).
Кроме того, из части 2 статьи 2 законопроекта следует, что "положения" проектируемого федерального закона распространяются на предписания, выданные антимонопольным органом до дня вступления в силу проектируемого федерального закона, а в части 3 статьи 2 законопроекта предусмотрен случай, в котором допускается пересмотр антимонопольным органом предписания, выданного до дня вступления в силу проектируемого федерального закона, в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 33 Федерального закона (в редакции проектируемого федерального закона), приводящий к ухудшению положения лица, которому выдано предписание (несоответствие установленного в предписании порядка формирования цены на товар, предусматривающего использование биржевых и внебиржевых индикаторов цен, установленных на мировых рынках аналогичного товара, общим условиям обращения товара на товарном рынке).
Обращаем внимание, что вопрос о возможности придания обратной силы нормативным правовым актам неоднократно являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. В частности, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в ряде актов, придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений; обратная сила закона применяется преимущественно в отношениях, которые возникают между индивидом и государством в целом, и делается это в интересах индивида (например, постановления от 21.01.2010 N 1-П, от 15.02.2016 N 3-П, определения от 25.01.2007 N 37-О-О, от 23.04.2015 N 821-О).
Кроме того, учитывая положение части 2 статьи 2 законопроекта и наличие в предлагаемой редакции части 11 статьи 33 Федерального закона указанного в части 3 статьи 2 законопроекта случая, в котором пересмотр предписания может ухудшать положение лица, которому выдано предписание, следует уточнить основание необходимости включения в статью 2 законопроекта положения части 3.
В отношении проектируемой части 2.1 статьи 51.2 Федерального закона отмечаем, что основания для пересмотра решения и (или) предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам установлены в части 2 данной статьи. При этом в иных нормах указанной статьи (например, в части 3, устанавливающей срок подачи заявления о пересмотре таких решения и (или) предписания) содержится ссылка на "основания для пересмотра решения и (или) предписания". В связи с этим в целях однозначного толкования и применения норм следует уточнить, как соотносятся положения проектируемой части 2.1 статьи 51.2 Федерального закона с положениями части 2 данной статьи.
В части 2 статьи 2 законопроекта необходимо уточнить, положения каких структурных единиц Федерального закона (в редакции проектируемого федерального закона) распространяются на предписания, выданные до дня вступления в силу проектируемого федерального закона.
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Р.Н. Колачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.