Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Семейного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях уточнения и конкретизации положений действующего законодательства в части ограничения права мужа на возбуждение дела о расторжении брака.
В настоящее время в соответствии со статьей 17 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.
Предлагается внести уточнение, конкретизирующее, что данное ограничение распространяется на случаи рождения общего ребенка супругов.
Действующая редакция создает ряд правовых и социальных проблем, требующих законодательного решения:
1. Отсутствие четкого указания на то, что ограничение касается только общих детей супругов, создает значительную правовую неопределенность. В ситуациях, когда ребенок не является общим для супругов, возникает несправедливое ограничение прав мужа на расторжение брака. Это может приводить к злоупотреблениям со стороны недобросовестных супругов и нарушению принципа равенства прав в семейных отношениях.
2. В период действия ограничения на расторжение брака продолжает действовать режим совместной собственности супругов, если не заключен брачный договор. Это создает существенный финансовый риск для супруга, не являющегося отцом ребенка. В течение года после рождения ребенка, даже если брак фактически распался, все приобретаемое имущество будет считаться совместно нажитым. Такая ситуация может привести к несправедливому разделу имущества при последующем расторжении брака.
3. Существуют обоснованные опасения, что данная норма может быть использована недобросовестно, вынуждая супруга нести финансовые обязательства по содержанию семьи в ситуации, когда брак фактически распался. Это может включать не только расходы на содержание жены, но и затраты, связанные с ребенком, не являющимся общим. Такое положение противоречит принципам справедливости и равенства прав супругов.
4. Текущая формулировка статьи может негативно влиять на институт брака в целом, создавая у граждан опасения относительно вступления в брачные отношения. Это может приводить к увеличению числа незарегистрированных союзов и, как следствие, к снижению правовой защищенности семей и детей.
5. Действующая редакция не учитывает современные реалии, в которых нередки ситуации с детьми от предыдущих браков или отношений. Это создает дополнительные сложности в правоприменительной практике и может приводить к несправедливым решениям.
6. Существующая формулировка может косвенно препятствовать реализации права ребенка на воспитание биологическим отцом, что не соответствует принципам защиты интересов детей, закрепленным в международном праве и российском законодательстве.
В целях устранения вышеуказанных проблем и обеспечения более справедливого применения данной нормы законопроектом предлагается уточнить, что ограничение права мужа на возбуждение дела о расторжении брака распространяется только на случаи рождения общего ребенка супругов.
Предлагаемое изменение направлено на:
1) обеспечение баланса прав и интересов обоих супругов;
2) предотвращение возможных злоупотреблений со стороны неверной жены;
3) защиту имущественных прав обманутого мужа, не являющегося отцом ребенка;
4) снижение рисков финансовых потерь для обманутого мужа, не являющегося отцом ребенка;
5) укрепление института брака путем устранения необоснованных правовых рисков;
6) создание более справедливой системы семейных правоотношений;
7) повышение юридической точности и однозначности толкования нормы права;
8) приведение законодательства в соответствие с современными социальными реалиями;
9) косвенное содействие реализации права ребенка на воспитание его настоящим отцом;
10) улучшение правоприменительной практики в сфере семейного законодательства.
Внесение данного изменения позволит более четко определить круг лиц, на которых распространяется действие данной нормы, и обеспечить единообразное применение законодательства в сфере семейных правоотношений. Это будет способствовать повышению правовой определенности и защищенности граждан в семейных отношениях.
Кроме того, предлагаемые изменения могут иметь позитивное влияние на психологическое благополучие детей, создавая условия для более прозрачных и честных отношений в семье. Это может способствовать формированию здоровой семейной среды, что соответствует интересам ребенка.
Изменения также направлены на поддержание этических норм в семейных отношениях, поскольку они стимулируют открытость и ответственность в вопросах родительства. Это соответствует общим тенденциям развития семейного права и общественной морали.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлечет негативных социально-экономических, политических, юридических и иных последствий.
Предлагается установить срок вступления в силу федерального закона с 1 января 2025 года, что позволит обеспечить достаточный период для информирования граждан о вносимых изменениях и адаптации правоприменительной практики. Этот срок также даст возможность провести необходимую разъяснительную работу среди населения и специалистов в области семейного права.
В целом, предлагаемые изменения направлены на совершенствование семейного законодательства, обеспечение баланса интересов всех членов семьи и укрепление правовых основ семейных отношений в Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Семейного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Семейного кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных финансовых расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Семейного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 17 Семейного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.